kino-wedding.ru

Воскресный день. О почитании воскресного дня С воскресным днем православные

Соединяя с каждым днем недели воспоминание о том или ином священном событии, о подвигах того или другого угодника, христианская церковь особенно чтит и выделяет день воскресный, как день воспоминания о воскресении и воскресшем Спасителе. Начало его празднования восходит к первым дням христианства, положено, если не самим Иисусом Христом, как утверждает Афанасий Великий в беседе о сеятеле, то, во всяком случае, апостолами. В субботу пред воскресением Спасителя они «оставались в покое по заповеди» (Лук. 23, 56), а следующий за нею «первый день недели» считали будничным (Лук. 24, 13-17). Но в этот день явился им воскресший Христос, и «возрадовашася ученицы, видевше Господа» (Иоан. 20, 19-20). С данного момента «первый день недели» становится для апостолов днем особенной радости, и тогда же, можно думать, полагается начало его празднованию, выделению из ряда других. И действительно «по днех осмих» после первого явления Господа (Иоан. 20, 26), т. е., по еврейскому счету, в тот же самый первый день недели они опять собираются вместе, и опять является им Спаситель. На первый день недели падал также в год воскресения Христа еврейский праздник Пятидесятницы, и апостолы вновь собираются в сионской горнице (Деян. 2, 1). И если первое Свое явление Спаситель ознаменовал «преломлением хлеба», то теперь Он ниспослал на апостолов и бывших с ними св. Духа (Деян. 2, 3-4). И на этот раз «первый день недели» стал для них днем светлого торжества, тесного общения с Богом и духовной радости. Все это вместе взятое и послужило, без сомнения, достаточным поводом и основанием для его выделения, празднования. События последующего времени как нельзя более подтверждают справедливость такого предположения. От 57 и 58 года сохранились два указания, свидетельствующие об обычае празднования воскресного дня богослужебными собраниями и делами благотворительности в Галатии, Коринфе и Троаде, т. е., в церквах, основанных ап. Павлом. «В первый день недели, когда ученики собрались (в Троаде) для преломления хлеба, Павел беседовал с ними и провел в беседе всю ночь», читаем в 7-11 ст. 20 гл. кн. Деяний Апостольских. «При сборе для святых, пишет ап. Коринфянам, поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько ему позволит состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду» (1 Кор. 16,1). После смерти ап. Павла (66 г.), в период деятельности Иоанна Богослова, празднование воскр. дня утвердилось настолько, что он имеет уже свой технический термин, определяющий его значение в жизни христианина. Если доселе он назывался «μἱα τὡν σαββἁτων », - едина от суббот, первый день недели, то теперь становится известным под именем «χυριαχἡ ἡμἑρα » или просто «χυριαχἡ », т. е., день Господень (Апокал. 1, 10). Косвенное указание на празднование воскр. дня при апостолах представляет свидетельство Евсевия Кесарийского о еретиках апостольского времени - евионитах. «Евиониты, замечает он в 27 гл. III кн. своей Церковной Истории, называя апостолов отступниками закона.., хранили субботу; впрочем, как и мы, праздновали также воскр. дни, для воспоминания о воскресении Господнем». Что касается празднования воскр. дня в последующий период, то оно оказывается всеобщим и повсеместным. Известный под названием «день Господень», «день солнца» (название встречается не более трех, четырех раз: у Иустина Философа в 67 гл. 1 апологии и у Тертуллиана в 16 гл. апологии и 13 гл. 1 книги «к народам»; в законе Валентиниана от 386 г. оно пояснено прибавлением: «который весьма многие имеют обыкновение называть днем Господним», «воскресный день Господень», «царица дней» и пр., он упоминается многими лицами. Так, о его существовании говорит памятник конца первого и начала второго столетия (97-112 г.) - «Διδαχἡ τὡν δὡδεχα ἁποστὁλων », предписывающий в XIV гл. праздновать его совершением таинства евхаристии. Около того же самого времени Плиний Младший замечает о христианах, что они имеют обыкновение собираться в установленный день и петь песнь Христу, как Богу. Какой это «установленный день», указывает Варнава, когда говорит: «мы проводим в радости восьмой день, в который Иисус воскрес из мертвых». Не менее ясно говорит о праздновании воскр. дня и третий памятник II в., - послание Игнатия Богоносца к магиезианцам, предписывающее в IX гл. не чествовать, более субботу иудейскую, но жить сообразно дню Господню. Объясняя это место, Климент Александрийский замечает: «исполняющий заповедь евангелия творит оный день Господним, когда, отринув злой помысл души и получив мысль и познание о самом Господе, славит воскресение». Такие же свидетельства о праздновании воскр. дня встречаются у Дионисия Коринфского, Иустина Философа, Феофила Антиохийского, Иринея Лионского, Оригена, в 64 апостольском правиле, в Апостольских Пост. и пр. По свидетельству 26 гл. IV кн. Церковной Истории Евсевия, Мелитон Сардийский написал даже сочинение о воскресном дне, но оно, к сожалению, утеряно.

Положив начало празднованию воскр. дня, апостольский век указал и сам способ празднования. Судя по 7 ст. 20 гл. кн. Деяний Апостольских, воскресенье было при апостолах днем общественного богослужения, - совершения таинства евхаристии. Таким оно оставалось и всегда, во все время существования церкви. Об обычае совершать в воскр. день евхаристию говорит, как видели выше, Διδαχἡ τὡν δὡδεχα ἁποστὁλων ; в том же смысле понимают свидетельство Плиния, что христиане собирались in stato die для вкушения пищи, обыкновенной, впрочем, и невинной. От того же второго века сохранилось подробное описание литургии в «день солнца» в 67 гл. 1 апологии Иустина Мученика. Предписание совершать в «день Господень» евхаристию встречается и в недавно изданном памятнике II-III вв. - «Testamentum Domini Nostri Jesu Christi» (1 кн., 22 гл.). Свидетельства IV и следующих веков говорят о совершении в воскресный день не одной уже литургии, а всенощных бдений и вечернего богослужения. О существовании первых можно судить по 199 письму Василия Великого, в котором он замечает, что обычай совершать всенощные бдения появился в Кесарии только при нем, но на первый раз казался таким новшеством, что для его оправдания приходилось ссылаться на практику других церквей. В том же IV в. появились воскресные всенощные бдения и в Константинополе. Прямые указания на это находим в 8 гл. IV кн. Цер. Истории Сократа, в 8 гл. VIII кн. Истории Созомена и в слове Иоанна Златоуста на день св. мучеников. Что касается вечернего воскресного богослужения, то, по словам Сократа в 22 гл. V кн. Истории, оно совершалось в Кесарии Каппадокийской, а по VIII беседе Иоанна Златоуста о статуях и II поучению о диаволе - в Антиохии. При этом совершение и посещение воскресного богослужения считалось в древности делом такой великой важности, что оно не отменялось даже в период гонений, когда собрания христиан подвергались опасности ежеминутного нападения со стороны язычников. Поэтому когда некоторые робкие христиане спрашивали Тертуллиана: «как мы соберем верных, как совершим празднование воскресного дня? то он отвечал им: так же, как апостолы, безопасные верою, а не деньгами. Если ты иногда не можешь собрать их, то у тебя есть ночь, при свете Христа Светодавца» (О бегстве, гл. 14). Основываясь на этой практике, собор Сардикийский 347 г. грозит во II пр. отлучением тому, кто, «пребывая во граде, в три воскр. дня, в продолжение трех седмиц не придет в церковное собрание». В том же духе высказывается 21 пр. собора Иллибертинского, а впоследствии шестой вселенский собор подтвердил эти постановления особым каноном (80), разъяснив, что извиняющим обстоятельством может служить только настоятельная нужда или препятствие. Необходимою принадлежностью воскресного богослужения было поучение, произносимое как на литургии, так и на вечерней службе. «Не каждый день, а только два дня в седмицу (в субботу и воскресенье) мы приглашаем вас к слушанию поучений», говорит И. Златоуст в 25 беседе на евангелие от Иоанна. О произнесении им вечерних поучений свидетельствуют VIII и IX беседы к антиохийскому народу о статуях. Спустя три столетия, трульский собор вменил произнесение воскресных поучений в непременную обязанность всем предстоятелям церкви. К особенностям воскресного богослужения принадлежал также обычай молиться стоя, не преклоняя колен. О нем упоминают Ириней Лионский, возводя его начало к апостолам, Иустин Философ, разъясняя, что им знаменуется воскресение Христово, Тертуллиан и умерший незадолго до первого вселенского собора св. Петр, епископ александрийский. «Воскресный день, говорит он в 15 прав., мы провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли». О существовании данного обычая в IV в. свидетельствует 20-е пр. первого вселенского собора, в V в. о нем упоминает блж. Августин в 119 письме к Яннуарию, а в VII Трульский собор делает особое постановление (90-е пр.).

Начинаясь в храме, празднование воскр. дня не ограничивалось его стенами; оно выходило за его пределы, находило место в обыденной, домашней жизни. Уже от первых трех веков христианства имеются указания, что она освящалась в воскресенье богослужебными действиями. Так, в IV кн. сочинения Иринея Лионского против ересей проводится мысль, что праздничные дни должны быть посвящены на дела души, т. е., на размышления, благие речи и поучения. Еще яснее говорят об этом отцы IV в. Они часто убеждали, чтобы христиане в воскресные дни превращали свои дома в церковь при посредстве псалмопения и молитвы, устремления ума к Богу и пр. «Поставим, говорит, напр., Иоанн Златоуст, непременным законом для самих себя, для наших жен и детей, - один день в неделе (воскресный) посвящать весь слушанию и припамятованию того, что слышали». «По выходе из церкви, замечает он в другом месте (5-ая беседа на еванг. от Матфея), не надлежит нам приниматься за дела непристойныя, но, пришедши домой, надо взять книгу и вместе с женою и детьми привести на память, что было говорено». Равным образом Василий Великий советует женам, чтобы в день, посвящаемый воспоминанию воскресенья, они сидели дома и имели в мыслях тот день, когда отверзутся небеса и явится с небес судия... Кроме того, отцы внушали, чтобы христиане подготовлялись дома к достойному и разумному участию в общественном богослужении. Так, Иоанн Златоуст вменяет своим пасомым в обязанность прочитывать в воскр. день на дому то отделение евангелия, которое будет читаться в храме. Чтобы дать христианам возможность проводить воскр. день подобным образом, церковь запрещала на это время все то, что мешало, по ее взгляду, созданию благочестивого настроения, и прежде всего - мирские дела и занятия. Первое по древности свидетельство о соблюдении воскресного покоя встречается у Тертуллиана в XXIII гл. сочинения «о молитве». «В день Господа, в который Он воскрес, мы должны быть свободными, говорит Терт., от всякого обнаружения печали и скорби, отлагая также и дела, чтобы не дать места диаволу»... «В этот (воскресный) день, замечает Иоанн Златоуст в беседе о милост. к антиох. народу, прекращается всякая работа, и душа от успокоения становится веселою». В том же духе выражается и Сократ в 22 гл. V кн. своей Церк. Ист. «Люди любят праздники, заявляет он, потому что в продолжение их отдыхают от работ». 29 пр. Лаодикийского собора и 23 гл. VIII кн. Апост. Постановлений возводят этот обычай на степень обязательного постановления. Первое изрекает анафему иудействующим, т. е., пребывающим без дела в субботу и не празднующим воскресенья, вторая требует освобождать на этот день от занятий рабов. Охранение воскресного покоя было делом не только церкви, но и гражданской власти, помогавшей ей путем издания особых законов. Первые из них принадлежат Константину Великому. Так, в марте 321 г. он издал следующий эдикт: «все судьи, городское население и ремесленники всякого рода в досточтимый день солнца пусть покоятся. Однако в деревнях земледельцы пусть беспрепятственно и свободно работают, потому что часто случается, что в иной день слишком неудобно бывает вверять зерна борозде, или виноград яме, чтобы, упустивши удобный случай, не лишиться ниспосылаемая небесным провидением благоприятного времени». Чрез три месяца император издал новый закон, дополняющий прежний. «Насколько мы считали неприличным в славный день солнца заниматься тяжбами и состязанием сторон, говорится в нем, настолько (считаем) приятным и утешительным в этот день исполнять то, что больше всего относится к посвящению Богу: итак пусть все в праздничный день (т. е., солнца) имеют возможность освобождать и отпускать на волю рабов; кроме сих дел, других не производить (т. е., в судах)». Кроме того, из жизнеописания Константина Великого, составленного церковным историком Евсевием, известно, что он освободил на воскр. день всех военных людей от воинских занятий. Преемники Константина Великого продолжали разъяснять и дополнять изданные им законы. Так, около 368 г. император Валентиниан старший издал эдикт, требующий, чтобы «в день солнца, который издавна считается радостным, никто из христиан не подвергался взысканию долгов». Следующий по времени - (386 г.) закон Валентиниана младшего и Феодосия Великого повелевает прекращать в день Господень ведение всех тяжб, производство торговли, заключение договоров и «Если же кто, прибавляют императоры, отступит от этого установления святой веры, тот должен быть судим... как святотатец». Эти постановления вошли в действовавший до первой половины VI в. кодекс Феодосия; в 469 г. были подтверждены императором Львом Армянином, и в качестве составной части кодекса Юстиниана сохраняли свою силу до конца IX в., когда император Лев Философ сделал важное дополнение к ним. Найдя указанные законы недостаточно строгими, он запретил заниматься в воскр. день и полевыми работами, так как они противоречили, по его мнению, учению апостолов. Не менее, если только не более, несовместимыми с христианским провождением воскр. дня являлись светские, мирские увеселения, особенно такие, которые доставлялись зрелищами в театре, цирке, на конских ристалищах и на гладиаторских боях, а потому и они, подобно житейским занятиям, подвергались запрещению. Но так как церковь была до некоторой степени бессильна в борьбе с пристрастием к подобным удовольствиям, то на помощь ей явилась гражданская власть. Так, незадолго до 386 г. император Феодосий Великий издал эдикт, запрещавший зрелища в воскресные дни. В июне того же 386 г. он был вновь подтвержден Феодосием и Грацианом. «Никто, говорят императоры, в день солнца не должен давать зрелищ народу и этими представлениями нарушать набожное благоговение». Спустя немного времени, отцы Карфагенского собора 399 г. постановили просить светскую власть, чтобы она воспретила представление позорищных игр в день воскр. и в прочие дни христианской веры. Современник собора - император Гонорий отказался удовлетворить эту просьбу на том основании, что суждения о подобных предметах выходят за пределы епископской компетенции. Снисходительнее его оказался Феодосий младший, издавший в 425 г. следующий закон: «в день Господень, т. е., в первый день недели... запрещаем все удовольствия театров и цирков народонаселению всех городов, чтобы все мысли христиан и верных были всецело заняты делами богопочтения». В 469 г. этот закон подтверждается императором Львом Армянином, угрожающим за неисполнение его лишением должностей и конфискацией отцовского наследства. В VII в. за прекращение конского ристания, а равно и иного народного зрелища высказался Трульский собор в 66 пр., а в IX в. патриарх константинопольский Никифор и папа Николай объявили, что в воскр. дни не должны быть терпимы театральные увеселения. Не разрешая в воскр. день занятия мирскими делами, запрещая светские увеселения и удовольствия, древняя церковь рекомендовала совершать в это время дела христианской любви, указывала и особый, приличный для верующего, способ выражения радости. Такими делами являлись разнообразные дела милосердия и благотворительности. Известные еще при апостолах (1 Кор. 16, 12), они неоднократно упоминаются писателями позднейшего времени. «Ты в довольстве и богата, говорит, напр., Киприан одной женщине, как же хочешь праздновать день Господень, совершенно не думая о приношении? Как приходишь в день Господень без жертвы»? Тертуллиан, определяя в 39 гл. Апологетики назначение этих сборов, говорит следующее: «это - касса благочестия, которая издерживается не на пиршества, не на пьянство, не на объядение, но употребляется на пропитание и погребение нищих, на поддержание неимущих сирот, на старцев, на облегчение участи несчастных, потерпевших кораблекрушение. Если случатся христиане, сосланные на рудокопни, заключенные в темницы, то и они получают от нас вспомоществование». К таким точно пожертвованиям приглашает своих слушателей Иоанн Златоуст. «Пусть каждый из нас, говорит он в 27 и 43 беседе на 1-е посл, к Коринф., в день Господень откладывает деньги Господни; пусть это сделается законом». Судя по многим примерам благотворительности, представляемым житиями святых, в древности оказывали материальную помощь бедным, странникам, сиротам; но особенное сострадание возбуждали к себе заключенные в темницы. Их участь старалась облегчить и гражданская и духовная власть. Так, император Гонорий издал в 409 г. эдикт, повелевавший, чтобы судьи посещали в воскресные дни узников и справлялись, не отказывают ли им темничные стражи в должном человеколюбии, чтобы тем из заключенных, которые не имели насущнаго хлеба, выдавали деньги для пропитания; предстоятелям церквей эдикт рекомендует увещевать судей исполнять это постановление. Впоследствии Орлеанский собор 549 г. предписал епископам, чтобы они в воскр. дни или лично посещали узников, или же приказывали делать это диаконам и увещаниями и вспоможениями облегчали участь несчастных. Исходя из того же желания почтить день Господень делами любви Валентиниан старший (ок. 368 г.) и Валентиниан младший (около 386 г.) запретили взыскивать в воскр. дни как общественные, так и частные долги... Что касается радости, вызываемой воспоминанием о воскресении Спасителя, то в воскр. день она выражалась прекращением поста. «В день Господень мы почитаем неприличным поститься», замечает Тертуллиан в 3 гл. сочинения «de corona militum». «Я не могу, замечает в 83 письме Амвросий Медиоланский, поститься в воскр. день; установлять пост в этот день значит не верить воскресению Христа». Как бы в подтверждение подобного взгляда 64 пр. IV Карфагенского собора запрещает почитать постящихся в воскресенье православными, а 18 пр. собора Гангрского предает подобных лиц анафеме. То же самое читаем и в 55 пр. Трульского собора: «аще кто из клира усмотрен будет во святой день Господень постящимся, да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен». В том же духе выражается 64-е Апостольское правило. Обычай прекращать в воскр. день пост был настолько уважаем, что, по свидетельству Епифания и Кассиана, его соблюдали даже отшельники. Другим выражением радости являлась замена повседневных одежд более ценными и светлыми. Указание на это встречается в 3-м слове Григория Нисского о воскресении. Празднование воскр. дня в русской церкви носило и носит почти тот же самый, что и на востоке, характер. Известный первоначально под именем «недели», а с XVI в. особенно XVII в. под названием «воскресенье», он был по преимуществу днем совершения богослужения. «В праздники, говорится в одном поучении XIII ст. - «Слове како достоит честити неделю, ни о чем же житейстем пещися..., но точию собиратися в церковь на молитву». «Неделя, замечает в XII в. еп. Нифонт, честен день есть и празднен», назначен для того, чтобы «ити в церковь и молитися». Отправляя в воскр. дни обычные службы, - всенощное бдение, литургию, кроме заупокойной (Белеческий устав XI в.), и вечерню, древнерусская церковь выделяла их из ряда других дней недели совершением крестных ходов. «Установляем, подобно другим городам, крестные ходы во второе воскресенье по Пасхе, в Петров пост», пишет новгородский архиепископ Феодосий в грамоте 1543 г. к Корелу. Немного спустя, Стоглавый собор установил такие воскресные ходы в Москве, начиная с недели всех святых и до Воздвижения. Существовал также в русской церкви обычай воздерживаться за воскресным богослужением от коленопреклонения. О нем упоминает, напр., «устав Белеческий» XI в., а равно и Кирик (XII в.) в своих вопросах. «Владыка! вопрошал он еп. Нифонта, жены больше всего кланяются в субботу до земли, приводя в свое оправдание: за упокой кланяемся». «Борони вельми того, отвечал епископ; в пяток по вечерни не дай, а в неделю по вечерни и достоит». Впрочем, рассматриваемый обычай имел силу только в домонгольский период. В ХVI и XVII вв. он начинает выходить из употребления, так что, по свидетельству Герберштейна, в самые радостные и торжественные праздники народ с сокрушением сердечным и со слезами клал земные поклоны. В обыденной жизни празднование воскр. дня выражалось в посвящении свободного времени молитве, чтению Св. Писания и т. п. Особенно необходимой считалась молитва, так как в ней видели средство предостеречь верующих от участия в разного рода игрищах. Так, в одном поучении ХIII или XIV в. на тему о почитании праздников говорится: «когда бывают какия сборища идольских игр, ты в тот год (час) пребудь дома, не исходя и зовя - «Господи помилуй». «Многие ожидают наступления святаго воскр. дня, замечает автор слова, како достоит честити неделю», но не все с одинаковою целию; которые боятся Бога, то ждут этого дня, чтобы возслать свои молитвы Богу, а буии и ленивии, чтобы, оставив дело, собраться на игрища». Другим занятием, освящающим воскр. день, были и дела любви и милосердия. Они состояли в приношениях на украшение храмов, на содержание монастырей и клира и в благотворении неимущим ближним. Так, про Феодосия Печерского известно, что он каждую неделю (т. е., воскресенье) посылал воз хлеба заключенным в темницах. Но главною формою благотворительности была поручная раздача милостыни нищим, убогим и больным. При окончании службы, особенно в дни воскр. и праздничные, они являлись к дверям церковным и выпрашивали милостыню, подавать которую считалось долгом всякого православного христианина. Что касается празднования воскр. дня путем воздержания от занятий, то о существовании данного обычая говорят некоторые памятники XI века. Так, в Белеческом уставе встречаются два правила, охраняющие воскресный покой. Одно - 69-е требует «неделати в неделю до вечера», другое - 68-е предписывает «в неделю проскуры (просфоры) печи, а хлеба, аще не достанешь, то с проскурами испечи мало». Приведенные правила стоят, впрочем, одиноко в древней русской письменности. Попытки ввести строгое соблюдение воскресного покоя не имели успеха. В древних памятниках встречается много обличений по адресу тех, которые опуская богослужение, отговаривались: «не празден есм». Но никто не учил, что работа в воскр. день сама по себе, независимо от того, что она отвлекает от богослужения, - грех. И действительно, по свидетельству Герберштейна, «горожане и ремесленники после праздничной обедни возвращаются к работе, думая, что честнее заниматься трудом, чем попусту терять достаток и время в пьянстве, игре и подобных вещах». Он же замечает, что «поселяне работают на своего господина шесть дней в неделю; седьмой же день предоставляют им на собственную работу». Наконец, по его же словам, «праздники соблюдают обыкновенно одни лишь князья и бояре». Но и они, как видно из других памятников, не считали особенным грехом мирские занятия в воскр. дни. Так, по летописям можно судить, что на воскр. дни падали приемы и отправление послов, а равно и царские поездки в подгородные и дальние вотчины. Наконец, к воскр. дням приурочивались ярмарки и торги, происходившие в городах и селах возле храмов и притом во время богослужения. В виду этого вышеупоминаемый архиепископ новгородский Феодосий, устанавливая крестные ходы в три воскр. в году, выражает желание, чтобы на это время прекращалась торговля. Несоблюдение воскр. покоя тем более странно, что, судя по составу Кормчей, в которую в числе прочих законов были внесены законы Юстиниана касательно охранения святости праздничных дней, русским людям были известны постановления, запрещающие работу в воскр. дни.

Все древнерусские постановления относительно воскресного дня исходили от представителей духовной власти; светская не принимала в этом вопросе никакого участия. Нигде, ни в «Правде» Ярослава Мудрого, ни в «Судебниках» Иоанна III и IV, ни в различных судных грамотах нет никаких узаконений и распоряжений относительно праздников и в том числе воскр. дня. И только в XVII веке светское правительство решило взяться за это дело. Первыми обратили на себя его внимание народные увеселения, несовместимые с мыслию о святости воскр. дня. Но в начале XVII в. вышел лишь один указ, - Михаила Феодоровича от 23 мая 1627 г., запрещавший под страхом наказания кнутом сходиться на «безлелицу», т. е., на игрища. Следующие два указа подобного же содержания, один от 24 декабря того же 1627 г. и другой от 1636 г. принадлежат патриарху Филарету и Иоасафу. Более энергичною и деятельною оказалась светская власть при Алексее Михайловиче. Около 1648 г. им был запрещен во всякое время вообще, а в воскр. дни в особенности, целый ряд суеверных обычаев и несуеверных увеселений: «всякое пьянство и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». Вместо того, чтобы предаваться таким развлечениям, указ повелевает «всем служивым людям, и крестьянам и всяким чиновным людем» приходить в воскр. дни в церковь и стоять здесь «смирно со всяким благочестием». Ослушавшаяся приказано «бить батоги» и даже, ссылать в украинские города (за неповинение в третий раз). 11-го августа 1652 г. издан царем новый указ, запрещавший продавать вино в воскресенья всего года. За пять лет до него, - 17 марта 1647 г. вышло распоряжение прекращать по праздникам работы. «Великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович указал, и... св. Иосиф, патриарх московский, со всем священным собором уложили, говорится в указе: по правилам св. апостолов и св. отцев в воскр. день отнюдь никому не подобает делати, господину и госпоже, ни рабом, ни свободным; но упражнятися и приходить к церкве Божией на молитву». С некоторыми изменениями и дополнениями это постановление вошло в состав «Уложения» 1648 г. Именно в 26 статье его X гл. говорится: «а против воскр. дней по вся субботы христианом от всякия работы и от торговли престати и ряды затвор ити за три часа, до вечера. А в воскр. день рядов не отпирати и ничем не торговати, опричь съестных товаров и конская корму... А работы никакия в воскр. день никому не работати». 25 статья той же X гл. запрещает ведение в воскресный день судебных дел: «в воскр. день, говорит она, никого не. судити и никаких дел не делати, опричь самых нужных государственных дел». Но по закону 1649 г. судопроизводство запрещено в воскр. дни только до обеда. Указанные распоряжения были подтверждены впоследствии московским собором 1666 г. и указом Алексея Михайловича от 20-го августа 1667 г. Наконец, в царствование Софьи Алексеевны, 18-го декабря 1682 г. последовало запрещение производить по воскр. дням ярмарки и торги; указ повелевает перенести их на другое время.

С Петра Великого начинается в России новый период в истории празднования воскр. дня. Сообразно с появившимися в течение его узаконениями он может быть разделен на две части, или эпохи. Первая, обнимающая XVIII в. (1690-1795 гг.), характеризуется падением древнего благочестия и в частности почитания воскр. дней. Начало этому было положено в царствование Петра. По своему характеру он представлял полную противоположность отцу: насколько последний любил богослужение и безмолвие, настолько Петр - шумную веселость и пиры; кроме того, он не мог похвалиться и приверженностью к обрядовому благочестию. При таком царе не могло уже иметь места преследование мирских увеселений. Наоборот, теперь, по примеру самого царя, воскр. дни являются днями, преимущественно пред другими употребляемыми на мирские увеселения. И действительно, в одном из своих указов Петр разрешает народные забавы по воскр. дням, впрочем, - только по окончании литургии и притом лишь «для народного полирования, а не для какого-либо безобразия». Как бы в дополнение к этому были открыты по воскр. дням и кабаки (указ 27 сентября 1722 г.) Насколько вредно отразились подобные распоряжения на празднование воскр. дня, видно из слов Посошкова, что в воскр. день едва можно было найти в храме двух, трех богомольцев. Под конец своего царствования Петр решился взяться за восстановление святости праздничных дней. В этих целях 17-го февраля 1718 г. был издан указ, обязывающий всех людей, - разночинцев, посадских и поселян ходить в воскр. дни к вечерне, заутрене и особенно к литургии. Вместе с тем под опасением «взятья немалаго штрафа» запрещено было в воскр. дни торговать в городах, селах и деревнях каким-либо товаром как в лавках, так и на площадях. Но работы и увеселения в воскр. дни и теперь не были запрещены. Исключение сделано только для присутственных мест, освобожденных от занятий по § 4 Регламента. После Петра Великого в заботах светского правительства о почитании воскр. дня последовал перерыв; и в течение царствования Анны Иоанновны и господства немцев прежние указы о воскр. дне перестали исполняться. С воцарением Елизаветы Петровны возобновились на некоторое время заботы правительства об охранении святости воскр. дня. Так, в 1743 г. она запретила употреблять в воскр. дни на какие бы то ни было работы «каторжников и невольников» и открывать до начала богослужения кабаки. Последнее запрещение не принесло, впрочем, пользы, так что чрез несколько времени после его появления синод жаловался на то, что «в кабаках во время богослужения бывает шум, драки и скаредныя песни», и просил перенести эти заведения, построенные по близости к церквам, на другое место. Но просьба из опасения убытков не была уважена. Чрез год после выхода указанных распоряжений последовало повеление прекратить обычай делать по воскр. дням визиты к «знатным персонам», а в 1749 году были запрещены «всякия экзекуции». Совершенно иным характером отличается отношение правительства к воскр. дню при Екатерине II. Благодаря распространению и усилению в обществе идей энциклопедистов, уважение к нему начинает снова ослабевать. Дело доходит до того, что восхваляется работа в воскр. дни. Так, в указе 1776 г. говорится: «кто из особливой своей прилежности и усердия к службе в воскр. день производит межевание будет, то сие отнесется к его прилежности». Что касается продажи вина, то при Екатерине было запрещено торговать в кабаках только во время совершения литургии (а до начала ее можно) и притом лишь в тех, которые находятся от церкви в расстоянии менее чем в 20 сажен.

Со смертью Екатерины Великой кончается первая эпоха того периода в праздновании воскр. дня, который начинается с Петра I. Она характеризуется постепенным падением празднования этого дня, постепенным ослаблением законодательных мер, направленных к его поддержанию. Питейная торговля, запрещенная по воскр. дням указами Алексея Михайловича, теперь разрешена в течение всего этого дня. Увеселения, в XVII в. не допускаемые и в дни будничные, теперь запрещены лишь утром в воскр. Работы, прежде запрещенные, теперь поощряются. Посещение богослужения, прежде обязательное, теперь предоставлено на волю каждого.

С воцарением Павла Петровича начинается новый период в истории празднования воскр. дня. Пример этому показал сам Павел. За время своей жизни он успел оказать важные услуги восстановлению его почитания. Так, указом от 22 окт. 1796 г. Павел Петрович запретил театральные спектакли «во все субботы». Не менее важной мерой, направленной к охранению святости воскр. дня, является манифест 5 апр. 1797 г., повелевающий «всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскр. дни принуждать крестьян к работе». Притом же Павле Петровиче было постановлено в 1799 г. «не производить в воскр. дни питейной продажи во время, когда совершается божественная литургия и крестный ход»... В 1833 г. был составлен «Свод Законов», касающийся в XIV т. вопроса о праздновании воскр. дня. Воскресное законодательство представлено в нем в следующем виде. Воскресные дни посвящаются и отдохновению от трудов и вместе набожному благочестию. Исходя из последнего положения, закон советует, воздерживаясь в эти дни от беспутной жизни, ходить в церковь к службе Божией, особенно к литургии. При этом гражданская власть взяла на себя обязанность заботиться об охранении во время богослужения порядка, тишины и спокойствия как в храме, так и около него. Сообразно с первым положением, законом освобождаются в воскр. дни присутственные места от собраний, учебные заведения от занятий, и нигде не позволяется производить казенных и других публичных работ как вольными и казенными мастерами, так и арестантами. Равным образом запрещается употреблять помещичьих крестьян на господские работы. Питейные дома, ведерные и штофные лавки, а равно и торговые должны быть открываемы только по окончании литургии. Наконец, закон запрещает начинать прежде окончания воскресной литургии игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общенародные забавы и увеселения. Внося это постановление, составители «Свода Законов» почему-то не включили в него распоряжение Павла Петровича о непозволительности театральных представлений и спектаклей «во все субботы». Но и этот пробел был восполнен впоследствии, именно указом от 21 сентября 1881 г., запретившим накануне воскр. дней все спектакли, кроме драматических представлений на иностранных языках. Справившись с этим пунктом, законодательство и до сих пор не разрешило еще другого, не затронутого в «Своде Законов», вопроса, именно - о воскресном отдыхе, прекращении торговли и работы. И потому попытки разрешить его в утвердительном смысле принадлежат частным корпорациям, - городским думам, сельским сходам и т. п. Они начались приблизительно с 1843 г., когда митрополит Филарет с согласия граждан Москвы просил генерал-губернатора запретить торговлю в праздники или, по крайней мере, перенести ее на послеобеденное время. В 1860 г. тот же митрополит Филарет представил в св. синод ходатайство о том, чтобы всякого рода торговля в лавках и на площадях, ярмарочная и базарная, а также трактирная была запрещена с вечера накануне и до вечерни воскр. дня. Но он не дожил до исполнения своих желаний; оно последовало после его смерти и притом далеко не во всех городах. В шестидесятых и следующих годах многие городские думы начинают издавать постановления о перенесении базаров с воскр. дней на будничные, о закрытии или ограничении воскресной торговли. Постановления подобного рода были сделаны в Пензе (1861 г.), в Нижнем-Новгороде (1864 г.), Новороссии и Бессарабии, Пскове (1865 г.), Тамбове, Иркутске, Ельце и других местах. На защиту чествования воскр. дня выступили в 1866 г. св. синод и министерство внутренних дел. И в том и другом, был поставлен вопрос: нужно ли отменить базары? Согласившись с доводами обер-прокурора об их отмене, министр внутренних дел не решился указать губернаторам статью закона, в силу которой последние должны повсеместно отменить воскресные базары, как просил об этом обер-прокурор. В силу этого решение вопроса о воскресном отдыхе и торговле оказалось в последующее время в полной зависимости от представителей города. И потому, в то время как в некоторых он решен более или менее удовлетворительно, в других торговля продолжается по-прежнему, отдыха почти не существует. Благие начинания отдельных лиц разбились и разбиваются о равнодушие массы. Такова, напр., судьба желания некоторых петербургских купцов прекратить по воскр. дням торговлю и освободить прикащиков от занятий. Еще непригляднее поведение думы г. Котельнича вятской губ. В 1888 г. она постановила прекратить по воскр. дням торговлю, получила за это Высочайшую благодарность, но не привела в исполнение своего постановления. В иных городах сделанные было распоряжения отменялись после кратковременного срока. Так, в Москве было постановлено весной 1888 г. торговать по воскр. дням только от 12 до 3 часов дня. Но по настоянию торговцев, осенью того же года, это думское постановление было отменено. Что касается прочих работ в воскр. дни, то о запрещении их до последнего времени не было и речи.

Что касается празднования воскр. дня в западной Европе, то и здесь оно имеет свою историю. Так, время от VI в. до начала реформации характеризуется строгим соблюдением воскресного покоя и изданием не менее строгих в целях его охранения законов. Подтверждением этого могут служить постановления двух соборов, - Орлеанского 538 г. и Масонского 585 г. Первый запретил по воскр. дням полевые работы, а также работы в виноградниках и огородах; второй угрожает палочными ударами поселянам и рабам за полевые работы в воскресенье, чиновникам за нарушение воскр. дней - лишением должностей, а духовным лицам шестимесячным заключением. Не менее строги и гражданские постановления о воскр. дне. Так, по закону Хильдсриха, последнего из Меровингов, впрягший в воскр. день в повозку волов лишается правого из них. У Аллеманов был закон, по которому нарушивший покой воскр. дня в четвертый раз лишается трети имения, а нарушивший в пятый - свободы. Впоследствии Карл Великий подробно исчислил в своих указах недозволенные в воскр. дни работы. После него забота об охранении воскр. дня перешла в руки пап, но они не прибавили чего-либо нового к прежним постановлениям. Таких же точно взглядов держались и представители реформации и притом как те, которые не считали празднование воскр. дня божественным установлением, так и их противники. Из первых Кальвин определил в своих церковных постановлениях строгие наказания за нарушение воскр. дня. Учение вторых нашло для себя благоприятную почву среди пуритан, благодаря которым утвердилось в Англии и даже было внесено в Вестминстерское исповедание (1643 - 1648 гг.). Последнее требует, чтобы в воскр. день христиане, отложив все мирские дела, не только проводили его в священном покое, но и в общественных и частных богослужебных упражнениях. В том же XVII в. был издан в Англии целый ряд законов, направленных против всякого рода воскресных увеселений и работ. Завершением их является акт лорда Дея, составляющей и в настоящее время основной закон в английском воскресном праве. Строгое соблюдение воскр. покоя перешло из Англии и в ее колонии, особенно в Североамериканские штаты, найдя здесь поддержку среди методистов. Не менее строго соблюдался воскр. покой и в Германии ХVI -XVII ст. Законы 1540, 1561, 1649, 1661 гг. запрещают по воскр. дням почти все работы и увеселения. В XVIII в., когда в Европе поколебались прежние религиозные устои, ослабела и ревность к соблюдению празднования воскр. дня. Во Франции была сделана даже попытка совершенно уничтожить его. Упадок строгости в соблюдении покоя воскр. дня заметен за это время и в Англии; так, один из ораторов парламента жаловался в 1795 г. на то, что «работы по большим постройкам производятся вопреки всякой пристойности в воскр. день». С наступлением XIX в. началась реакция против прежних увлечений и восстановление попранного достоинства воскр. дня. Первою на этот путь выступила Англия. Законы в ней остаются прежние, какие были в XVII в., но в силу народного сочувствия в Англии строже, нежели во всяком другом государстве, соблюдается воскр. покой. В этот день все присутственные места закрыты; фабричные и все прочие работы прекращаются, шесть седьмых лавок заперты; число железнодорожных поездов сокращается на четыре пятых; во многих местах, по желанию публики, закрываются почтовые конторы; даже музеи, галереи недоступны в этот день для посетителей. И среди практичного народа воцаряются покой и тишина. Примеру Англии следуют и другие государства. Так, в 1861 г. на женевском собрании евангелического союза было решено пропагандировать в пользу воскр. дня. В восьми кантонах Швейцары возникли «воскресные союзы», которые составили затем «Швейцарское Общество для освящения воскр. дня». Результаты его деятельности на лицо. Почтовые должностные лица освобождены в Швейцарии от занятий каждое второе воскр.; служебные часы в почтовых и телеграфных бюро ограничены, железнодорожные чиновники тоже освобождаются от занятий каждое третье воскр., а прием и выдача обыкновенной поклажи в воскр. совершенно запрещены. Чрез 14 лет после Швейцарии отозвалась на вопрос о почитании воскр. дня Германия. Впервые он был возбужден в ней в 1875 г. центральным комитетом для внутренней миссии на конгрессе в Дрездене. После этого начались образовываться «воскресные союзы», и чрез год Германия имела уже не мало представителей на международном «воскресном союзе», бывшем в 1876 г. в Женеве. Одни из германских «воскресных союзов» примыкают к внутренней миссии, другие от нее независимы, но все они в целях пропагандирования идей воскресного покоя устраивают публичные чтения о воскр. вопросе, назначают премии за лучшие сочинения по данному вопросу, издают журналы, специально посвященные воскр. дню, обращаются с ходатайствами к правительству, воззваниями к народу и т. п. С особенною силою сказалась агитация в пользу воскр. дня в Пруссии. Прусский главный церковный совет поручил заняться вопросом о воскр. дне окружным синодам. Последние обратились с соответствующими воззваниями к общинам и промышленным учреждениям. В графстве Морк евангелический союз стал издавать летучий листок «Празднование и нарушение воскр. дня. Воззвание к немецкому христианскому населению». В некоторых городах Саксонии возникли «воскресные союзы». В Вестфалии адвокаты стали делать коллективные объявления, что по воскр. дням их бюро закрывается. Еще далее пошел рейнский провинциальный синод; он единогласно принял следующие предложения относительно воскр. дня: настоять на применении существующих законов и полицейских предписаний о покое воскр. дня и просить главный церковный совет содействовать тому, чтобы у надзирателей за торговлей третье воскр. было свободно от занятий, перевозка грузов по железным дорогам была сокращена, занятия в правительственных бюро были прекращены, разнообразные воскр. удовольствия и развлечения ограничены, а представители духовенства озаботились устройством воскресных и других обществ в целях содействия сделать воскресенье днем отдыха. К общему движению примкнула, наконец, и Франция. В 1883 г. образовался в ней комитет для содействия освящению воскр. дня, а 11 марта 1891 г. состоялось первое собрание образовавшейся лиги «воскресного покоя». О нем заботятся и евангелический и римско-католический комитеты. Под влиянием их многие представители торговли заявили желание прекратить работу в воскр. дни, а некоторые железнодорожные компании - прекратить прием и отправку грузов малой скорости. Обращено внимание на воскр. покой и в Австрии. В 1885 г. ее архиепископы издали окружное послание, убеждая верующих чтить воскр. день, и в том же году изданы некоторые, охраняющие его святость, законы.

Литература. Ветринский Памятники древней христианской церкви. Т. V, ч. 9. Краткое сведение о воскр. дне. - Христианское Чт.»,1837г., III. Обзор древних постановлений (I- IX вв.) о почитании воскр. дня. - «Православный Собеседник», 1867 г., И. Сергиевский, О поведении древних христиан в дни воскресенья и праздничные. 1856 г. Празднование воскр. дня у древних христиан. - «Руководство для сельских пастырей», 1873 г., И. Истомин, Значение воскр. дня в общественной жизни христианских народов с точки зрения западных моралистов. - «Вера и Разум», 1885 г., №№ 13-14. Государство и воскр. день. - «Православное Обозрение» 1885 г., III. Беляев, О покое воскр. дня. Смирнов, Празднование воскр. дня, 1893 г.

* Александр Васильевич Петровский,
магистр богословия, преподаватель
С-Петербургской Духовной Академии,

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 3, стлб. 956. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1902 г. Орфография современная.

Когда человек только начинает знакомиться с образом жизни православных христиан, он обращает внимание на одну особенность: в субботу вечером и в воскресенье утром они спешат в храм на богослужение. Поначалу это немного удивляет родственников и знакомых — понятно, если на большие праздники, но зачем ходить в храм каждую неделю? Оказывается, эта традиция имеет большое значение для духовной жизни человека. Об этом нашим ученикам расскажет священник Кирилл Бауков.

Православным церковным богослужением называется служение, или служба, Богу, состоящая из чтения и пения молитв, чтения Слова Божия, а также священнодействий, совершаемых по определенному чину, то есть по порядку, во главе со священнослужителем (епископом или священником).

Богослужение имеет целью для назидания верующих в чтении и песнопениях изложить истинное учение Христово и расположить их к молитве и к покаянию, а в лицах и действиях изобразить важнейшие события из Священной истории, совершившиеся для нашего спасения, как до, так и после Рождества Христова.

При этом имеется в виду возбудить в молящихся благодарность к Богу за все полученные благодеяния, усилить молитву о дальнейших милостях к нам от Него и получить успокоение нашей душе. А главное, через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом через совершение таинств при богослужении, а особенно через Таинство Святого Причащения, и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни.

Малая Пасха

Первый день седмицы после ветхозаветной субботы ознаменован событием славного Воскресения Христова. Отсюда и название его — день Господень. Воскресный день называется Неделя (церковносл. — отдых, покой), соответственно названию ветхозаветной субботы (древнеевр.-арам. шабата — отдых, покой) — неделание мирских дел и посвящение себя в этот день служению Богу.

Воскресный день — это малая Пасха, которую мы имеем счастье праздновать каждую неделю. Но эта частота имеет для нас и обратный эффект: казалось бы, мы должны больше радоваться воскресенью, больше ценить, больше ждать, сильнее переживать, а для нас этот день, наоборот, становится обычным. Вспомним, например, что в воскресной службе шестого гласа на стиховне первой поется та самая стихира, которая звучит и в первый день Пасхи во время крестного хода перед пасхальной заутреней: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…». Когда запоют эту стихиру в воскресный день, сразу веет Пасхой. «Воскресение Христово видевше…» — яркий пасхальный текст — стоит в центре воскресной утрени. Это действительно малая Пасха, которая нас не покидает целый год. Одна замечательная уставщица говорила так: «С великой Пасхой не было бы сил расстаться, если бы не было воскресных дней». Они оставляют для нас свет Пасхи на целый год.

Наиболее распространенное обозначение воскресного дня — «первый день недели». Это выражение встречается в повествованиях о Воскресении Христовом. Одно из самых ранних свидетельств о придании первому дню недели особого значения в жизни церковных общин содержится в Первом послании к Коринфянам, где апостол Павел рекомендует коринфским христианам собирать в этот день пожертвования, подобно тому, как это делалось в церквах Галатии. Отсюда еще нельзя заключить, что первый день недели был временем, когда обязательно происходили собрания христиан, так как апостол Павел говорит о сборе средств частным образом по домам. Однако частный характер сборов, рекомендуемых апостолом Павлом, не исключает собраний в этот день, тем более что в Деяниях говорится о собрании христиан Троады для евхаристической трапезы именно в первый день недели. Поскольку связь Евхаристии с явлениями Воскресшего Христа просматривается уже в Евангелии (см.: Лк. 24, 1, 13-32 и Ин. 20, 1, 19, 26), евхаристическое собрание и, вероятно, сбор пожертвований очень рано должны были быть приурочены к воспоминанию Воскресения Христова.

Во II веке воскресенье уже было основным днем богослужебных собраний христиан. Некий «установленный день» для церковных собраний упоминается в письме Плиния Младшего, днем совершения Евхаристии воскресенье называется в «Дидахе» и у мученика Иустина Философа. Участие в воскресном евхаристическом собрании стало одной из главных обязанностей христианина, отказ от ее выполнения порицается уже во многих церковных памятниках второго века. Двадцать первое правило Эльвирского Собора предписывает отлучать от церковного общения тех, кто пропускает воскресное богослужение собрания три подряд без уважительной причины.

В этот день житейские заботы отлагались ради участия в воскресном богослужении — одним из первых об этом говорит Тертуллиан.

Особый смысл богослужения

Каждый православный христианин должен по возможности посещать воскресное богослужение. Почему это имеет такое важное значение? Воскресный день — день особый, праздничный. Это не просто день отдыха от добывания «хлеба насущного», от повседневного, будничного труда. Это день, посвященный Богу. Шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой …Господу Богу твоему… (Исх. 20, 9-10).

Место воскресной службы в Уставе можно сравнить с местом Воскресения Христова в жизни каждого христианина, ведь без веры в Воскресение тщетна вера наша. И потому воскресная служба имеет в богослужении совершенно исключительное положение.

Пасха — это вершина всего года, центр года, ни с чем не сравнимый праздник. А воскресная служба является началом и вершиной седмичного богослужения. Неделя начинается со своей вершины, с такой высоты, на которую ни один день седмицы больше не поднимается.

Как же достойно провести воскресный день? В первую очередь, конечно, совершив молитву в храме, поучаствовав в церковном богослужении. На Божественной литургии приносится Бескровная Жертва за нас, за грехи наши, поэтому благоговейно присутствовать при этом Великом Таинстве и молитвенно участвовать в нем — долг верных чад Церкви.

Необходимо также помнить, что согласно 80-му правилу VI Вселенского Собора, христианин, пропустивший подряд три воскресных богослужения в храме, отлучается от единения с Церковью Христовой.

Важно помнить, что желательно посетить в воскресный день не только Божественную литургию, но и воскресное всенощное бдение.

Воскресное вечернее богослужение имеет назидательный и нравоучительный характер. Например, воскресные стихиры на «Господи возвах», которые поются на всенощном бдении, являются поистине памятниками византийской поэзии. В большинстве стихир речь идет о крестной смерти Спасителя, сошествии Его во ад, Воскресении и победе над смертью. «Придите, людие, воспоим и поклонимся Христу, славяше Его из мертвых Воскресение: яко Той есть Бог наш, от прелести вражия мир избавлей» (Великая вечерня. Стихира на «Господи возвах»).

Несколько стихир имеют ярко выраженное догматическое содержание. В них говорится о предвечном рождении Сына Божия от Отца, о Втором Пришествии Христа, о нераздельной власти трех Лиц Святой Троицы, о вездеприсутствии Божием: «Прежде век от Отца Рождшемуся Божию Слову, Воплошшемуся от Девы Марии, приидите, поклонимся: крест бо претерпев, погребению вредадеся, яко Сам восхоте: и воскрес из мертвых, спасе мя заблуждающаго человека».

Особое место в воскресном вечернем богослужении занимает чтение воскресного Евангелия на утрене. Воскресных Евангелий одиннадцать, и читаются они в порядке очередности вне зависимости от гласа, по которому совершается служба. Соответственно, полный круг воскресных Евангелий прочитывается за одиннадцать воскресений.

Наиболее разнообразной по содержанию частью воскресной утрени является канон. Воскресная служба Октоиха содержит три канона — воскресный, крестовоскресный и Богородичный. Их названия указывают на то, что первый канон всегда посвящен Воскресению Христову, во втором каноне тема воскресения соединяется с темой крестных страданий Спасителя, а третий канон посвящен Богородице. Первый из трех воскресных канонов — наиболее древний по происхождению: его авторство приписывается преподобному Иоанну Дамаскину.

Воскресенье как день радости несовместимо с постом или трауром. Этот аспект нашел отражение в ряде церковных канонов, запрещающих пост и коленопреклонение в воскресенье. С постом и преклонением колен связан вопрос о продолжительности празднования — общепринято начинать празднование с вечера субботы и оканчивать вечером в воскресенье.

Главный признак воскресной радости и отсутствия поста — это обязательное совершение Евхаристии в воскресенье. Под запретом поста в воскресенье понимаются не полное освобождение от аскетических подвигов, но некоторое послабление их, а также запрет полного поста (т. е. воздержания от вкушения любой пищи) во время светового дня. Именно поэтому по традиции, восходящей к раннехристианским временам и сохраняющейся в Православной Церкви до настоящего времени, воскресная Литургия всегда должна быть утром и никогда не присоединяется к вечерне.

По мере духовного возрастания для верующего человека становится потребностью участие если не во всех, то по крайней мере воскресных и праздничных церковных службах. Тот христианин, который не жалеет времени и сил для посещения богослужения, обязательно почувствует их благотворное влияние на душу.

Обычно свободных дней мы ждем с нетерпением, заранее придумывая, чем заняться в выходной день. Но что делать, если запланированное вдруг сорвалось в последний момент или вы ничего не успели придумать заранее? Предлагаю воспользоваться следующими идеями. Итак, как провести воскресенье, субботу или любой другой выходной день весело и с пользой?

  1. Отправьтесь пройтись по 3 улицам по соседству и найдите здесь 10 уголков, где раньше не бывали или на которые не обращали внимания
  2. Запишите названия , которые давно хотите прочитать, но никак не соберетесь.
  3. Отправьтесь в пригород . Даже в снег. Даже в дождь. Даже в жару. Съездите туда, где никогда не были
  4. Провести воскресенье можно за составлением генеалогического древа своего рода . Запишите интересные истории про ваших бабушек и прабабушек
  5. Достаньте старый альбом и посмотрите все фотографии : вы знаете всех родственников, которые изображены на них? Может, пора обратиться к бабушке или маме, чтобы точно определить, кто есть кто?
  6. Сходите в парикмахерскую и измените прическу или цвет волос. А, может, пора кардинально сменить имидж?
  7. Почистите свой электронный ящик . Отпишитесь от всех ненужных рассылок, удалите ненужные письма, подкорректируйте список контактов, создайте группы для удобства хранения важных писем
  8. Отрешитесь от всех остальных дел и позвольте себе провести воскресенье за … чтением любимой книги . О том, как и почему чтение стало превращаться из расслабляющего занятия в «преступное удовольствие» очень интересно написала Марина Тумовская на женском сайте myJаne.
  9. Сделайте календарь с днями рождения своих друзей и знакомых
  10. Отправьтесь на конную прогулку
  11. Напишите бумажное письмо человеку, с которым давно не виделись
  12. Снимите ролик о вашей семье . Кто знает, а может он станет открытием ютуба?!
  13. Представьте, что вы должны написать статью для Википедии …о себе – напишите собственную биографию
  1. Заняться в выходной день можно… познанием себя: например, пройдите интересный тест.
  2. Отправляйтесь покормить голубей или уток в парке . Если время года позволяет, захватите ролики или возьмите их в парке напрокат
  3. Сходите на массаж или «обменяйтесь» сеансом массажа с мужем или подругой
  4. Если холодно, сами сварите глинтвейн . Купите вино, фрукты, гвоздику… Не покупайте готовый!
  5. Посадите комнатное растение
  6. Посадите на подоконнике кресс-салат, лук, петрушку или другую зелень
  7. Проведите воскресенье или другой выходной день с пользой — займитесь чисткой компьютера : удалите весь хлам с рабочего стола, реформируйте папки, избавьтесь от ненужных программ или установите те, что давно необходимы
  8. Научитесь делать какой-нибудь фокус
  9. Напишите историю про себя – что с вами будет через 10 лет
  10. Сделайте какую-нибудь занятную оригами-штуку
  11. Обновите плей-лист в телефоне , полностью удалив старую музыку
  12. Переберите свой шкаф и полки и выкиньте
  1. … а то, что не нужно вам, но может пригодиться кому-то еще – сфотографируйте и разместите
  2. Научитесь жонглировать
  3. Провести воскресенье можно за исследованием своего гардероба (как я в статье о ): напишите список нужных в скором времени обновок,
  4. Составьте подборку мелодий , от которых вам хочется жить
  5. Купите непробованные раньше травяные чаи , а если лето – попробуйте самостоятельно собрать растения и засушить их на зиму
  6. Посмотрите любимый с детства мультфильм , если получится – заняться этим в выходной день можно вместе с подругой или другом детства
  7. Создайте реальную или виртуальную доску вдохновения – из коллажей, памяток из путешествий, фотографий, любимых вами фраз
  8. Сделайте мыло ручной работы
  9. Научитесь есть китайскими палочками
  10. Отправляйтесь в специализированный магазин за необычными специями
  11. Придумайте собственный рецепт и приготовьте новое блюдо
  12. Достаньте гирлянду и украсьте дом – кто сказал, что гирлянды – только для Нового года?
  13. Провести воскресенье можно за подготовкой к ближайшему путешествию : почитайте полезные статьи о том, и о
  14. Посмотрите старый-старый черно-белый фильм .
  15. Соберите компанию и поиграйте в «Мафию» — проведите выходной весело!
  16. Купите заранее деревянные рамки, вставьте в них фотографии или интересные картинки и развесьте их на стене
  17. Сделайте украшение своими руками
  18. Заняться в выходной день можно чтением любимых блогов.
  19. Развивайте свои способности: если вы правша – попробуйте один день для выполнения всех «праворучных» дел пользоваться только левой рукой , если левша – только правой
  20. В продолжение темы: вставьте в уши надежные беруши и проведите так несколько часов (в том числе на улице) или завяжите глаза и попробуйте передвигаться только наощупь (хотя бы по дому). Займётесь этим в выходные вместе с семьей – получите ценный и редкий опыт!
  21. Составьте большой кроссворд
  22. Узнайте, что такое фейсбилдинг , сделайте несколько упражнений и решите, а может стоит продолжать?
  23. Сходите в зоопарк или на выставку животных
  24. Начните вести дневник, собственный блог или сайт.
  25. Составьте свой личный топ самых лучших идей, как провести воскресенье

Статья из журнала «Братский Вестник» 1953, № 1

"Будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании дать ответ с кротостью и благоговением" (I Пет. 3, 15).

Многие из наших братьев и сестер неоднократно обращались ко мне с вопросом: "Почему мы празднуем воскресенье?"

На эти вопросы братьев и сестер я и решаюсь ответить на основании Слова Божия.

Прежде всего я постараюсь уяснить, что за праздник день субботы, и что говорит о нем Слово Божие.

Изучая этот вопрос по Библии, мы читаем, что в начале рода человеческого, люди даже верующие в живого Бога, как Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иосиф и другие, совершенно не имели праздника, ни субботы, ни воскресенья, и до того времени, когда Бог вывел народ из Египетского плена.

Мы видим народ Божий в Египте в весьма угнетенном и порабощенном состоянии, но и при всём этом Бог, охраняя его, весьма размножил его. В это время родился Моисей, которого Бог чудесным путем сохранил, и сего Моисея Бог послал начальником, и избавителем, и законодателем для Своего народа, Израиля.

Посмотрим теперь, как Бог через Моисея дал закон и заповеди, в которых и упоминается об интересующем нас дне субботы. Из множества чудес, которые Бог сотворил через раба Своего Моисея в Египте и в пустыне, есть одно величайшее чудо, которое выделяется из всех чудес, виденных Божиим народом. Это закон, данный Богом Своему народу, освобожденному из Египетского плена. Чудесен он потому, что он дам Богом, а всё, даруемое Богом, чудесно и неповторимо. В это время у язычников были свои человеческие законы. Но как небо выше земли, так и дела Божий выше дел человеческих.

Заповедь о субботе выражена так: "Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота - Господу, Богу твоему. Не делай в оный никаких дел, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец твой, который в жилищах твоих, ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил era (Исх. 20, 8- 11).

Узнав из Слова Божия о постановлении Богом дня субботы, чтобы святить его, мы обращаем серьезное внимание и на то, кому Бог дал, этот день, и почему Бог дал его.

Заповедь о субботе была дана только для Израиля, и притом, не раньше того, как Бог через Моисея вывел народ из Египта. Моисей, как законодатель, объясняет сам, кому он передал закон и заповеди:"Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы и пошли и наследовали ту землю, которую Бог отцов ваших дает вам" (Второзак. 4, 1). И еще: "И созвал Моисей весь Израиль и сказал и м: слушай, Израиль, постановления и законы, которые я изреку сегодня в уши ваши, и выучите их и старайтесь исполнять их" (Вгорозак. 5, 1).

Из этих мест мы видим ясно, что Бог через Моисея дает закон и заповеди только для Своего народа Израиля.

Установив же ясно, кому Бог дал заповедь о субботе, мы также ясно видим и причину, почему Бог дал народу Своему субботу. На этот вопрос отвечает сам Моисей следующими словами: "Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой соблюдать день субботний" (Второзак. 5, 15). Итак, вот почему: потому что Бог вывел их из рабства Египетского. От этой заповеди были совершенно свободны все язычники, потому что Бог не давал им ее, да и в Египетском плену они не были. Установив по Слову Божию, когда, кому и почему Бог дал день субботний, мы теперь можем посмотреть и на устав, то есть на порядок, Богом же данный для празднования этого дня.

Что же говорит Божий устав о праздновании субботы? И на этот вопрос нам ясно отвечает Слово Божие. "И собрал Моисей всё общество сынов Израилевых и сказал им: вот, что заповедал Господь делать: шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым - суббота покоя Господу. Всякий, кто будет делать в неё дела, предан будет смерти. Не зажигайте огня в жилищах ваших в день субботний" (Исх. 35, 1- 4). И еще мы читаем: "Вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня, что надобно печь, пеките сегодня, и что надобно варить, варите сегодня" (Исх. 16, 23). И еще: "Так говорит Господь: берегите души ваши и не носите ноши в день субботний, и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакой работой, но святите день субботний, как Я заповедывал отцам вашим" (Иерем. 17, 21- 22).,И еще: "Повели сынам Израиля и скажи им: наблюдайте, чтобы приношение Мое, хлеб Мой, в жертву Мне, в приятное благоухание Мне, приносимо было Мне в своё время, а в субботу приносите двух агнцев однолетних без порока, и в приношение хлебное две десятых части пшеничной муки, смешанные с елеем, и возлияние при нём. Это субботнее всесожжение, каждую субботу, сверх постоянного всесожжения и возлияния при нём" (Числ. 28,9- 10). Из всех приведенных мест Священного Писания нам становится ясно: как Господь повелел Своему народу (а не язычникам) праздновать день седьмой, субботу Господню. И всякий член народа Израильского должен был праздновать его так, как повелел Господь Моисею (Исх. 7, 6), а не так, как он вздумал, как ему было лучше или удобнее.

Нам остается установить еще один вопрос, очень важный, находящийся в уставе Господнем. Это вопрос о месте, где должна была быть исполняема суббота. Прочтем Второзаконие, 4, 14: "И повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею". Из написанного ясно, что пустыня для Израиля была дана как школа, в которой они должны были изучить волю всемогущего Бога, а Моисей и Аарон были даны им Богом как преподаватели в этой школе.

Но, изучая Божий закон, заповеди и уставы, ученики могли задать вопрос Моисею: когда же мы будем исполнять то, что мы теперь изучаем? Моисей наставляет их и как бы говорит им: мы теперь еще находимся в школе, в пустыне, на пути в Ханаан, и готовимся к тому времени, когда Господь введет нас в обетованную землю, которую Он обещал нам. А теперь ты учись и хорошо запоминай все уроки. "Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать тебе, тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа. Твердо храни заповеди Господа, Бога вашего, и уставы Его, и постановления, которые Он заповедывал тебе" (Второзак. 6, 10- 17).

Главы 7, 8 и 26 книги Второзакония наполнены повелениями, чтобы Израиль, когда войдет в землю Ханаанскую, старался тщательно хранить и исполнять все заповеди Господни, повеления и установления Его. И это потому, что точное исполнение закона и заповедей Господних, данных чрез Моисея, только и возможно было в земле Ханаанской, и только тогда, когда там будет установлено самостоятельное царство израильское. Когда там водворится царство Израиля, тогда там все обстоятельства будут способствовать тому, чтобы исполнять весь закон, которым они были научены Богом через Моисея, и в частности свято соблюдать день седьмой, субботу.

Теперь настало время ответить на вопрос: "Почему же мы, евангельские христиане баптисты, не празднуем субботу?" Отвечаем: прежде всего потому, что мы не из Израиля, а из язычников. Нам не был послан закон и заповеди Моисея, мы не принимали ни закона, ни заповедей. И закон, если и говорит, то говорит не всему миру, а только к стоящим под законом (Рим. 6, 14), ибо только те должны были исполнять закон, кто были под законом. Но мы, как язычники, не были, не состоим и теперь и никогда не будем состоять под законом, и потому мы свободны от закона (Евр. 7, 16. 18).

Но тогда является вопрос, а почему же мы празднуем воскресенье? В книге Бытия мы читаем: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и в седьмой день почил от всех дел Своих, которые делал" (Быт. 2, 1). Так и Иисус из Назарета сказал Свое слово "Совершилось", и тем закончил дело спасения рода человеческого. В день седьмой, в субботу, Он оставался во гробе, как бы в покое от всех завершенных Им дел спасения. Это была последняя суббота для немногих верующих во Христа, которые могли еще провести субботу, седьмой день, как покой по заповеди ветхой буквы.

Но вот приближался новый день после субботы Это день первый, первый день новой недели, первый день жизни воскресения Наступала заря первого дня - дня Господня. Кто может описать торжества первого дня недели, дня Господня, дня, который сотворил Господь, дня, в который начали люди радоваться и веселиться, не так, как вчера люди праздновали последний седьмой день по закону, по заповеди плотской (Евр. 7, 16) Прежнее ветхое прошло, теперь явился к нам Новый Завет в лице Воскресшего из мертвых, прошедшего через смерть и вышедшего из ее уз, потому что ей невозможно было удержать Его. Он есть Альфа и Омега, Он есть начало нового и конец ветхого. И Воскресший, являясь к Своим, говорит им "Радуйтесь" - и не только дает им заповедь о радости, но по Его слову они получили самую радость, которую они не ожидали

Эта радость, полученная от Воскресшего, наполнила и переполнила сердца учеников и через них начала разливаться на всех тех людей, которые потом встречались с Воскресшим. Про первых учеников написано: "Ученики возрадовались, увидевши Господа". И после пережитого ими дня радости от встречи с Воскресшим, они начали называть этот день днем Воскресения, хотя он и был первым днем недели. И все последующие первые дни недели они собирались для совместного преломления хлеба и молитвы, и не по заповеди закона, а из любви к Воскресшему.

С того дня - дня воскресения своего Учителя - они начали вести жизнь воскресения, и в их душе поселилась не только радость о Воскресшем, но и радость о своем воскресении, а день тот в их жизни, когда они воскресли со Христом, превратился в праздник воскресения не по духу заповеди плотской, но по силе жизни не престающей.

Итак мы торжественно празднуем первый день недели, когда Христос воскрес, день воскресения - в память и нашего воскресения, и знаем, что сей день сотворил Господь, радуемся и веселимся в день Господень, в день воскресения, а не в день субботний.

После всего сказанного, нам остается выяснить по Слову Божию, какой же день праздновали наши братья в первые дни христианства, в первые дни после воскресения Христа? Ответ мы находим в Евангелии Иоанна, гл. 20, стих 19: "В тот же первый день недели, вечером, когда двери дома, где собрались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди их, и говорит им: "Мир вам!", и еще: "После восьми дней (т. е. в воскресенье) опять были вместе ученики Его и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери дома были заперты, стал посреди их и сказал им: "Мир вам!" (Иоан. 20, 26). В явлении Иисуса Христа воскресшего мы видим благословение первого дня (воскресного дня). И еще: "При наступлении дня Пятидесятницы, в которой Дух Святой излился на апостолов (это тоже был день воскресный), все они были единодушно вместе" (Деян. 2, 1). И еще: "В первый же день недели (то есть в воскресение), когда собрались ученики для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними до полуночи" (Деян. 20, 7).

Из сказанного ясно, что братья наши по вере в Воскресшего собирались праздновать вечерю Господню не в субботу, а в воскресенье. Апостол Павел, устанавливая порядок в Коринфской церкви, писал им: "При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах галатийских: в первый день недели (то есть в воскресенье) каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние" (1 Кор. 16, 1- 2). "Я был в духе в день воскресный" (или в первый день недели),- говорит Иоанн Богослов. Этих мест вполне достаточно для того, чтобы нам знать, что праздновать новозаветной церкви - субботу или воскресенье, и в этом вопросе мы присоединяемся к своим первым братьям по вере, то есть к первым ученикам Иисуса Христа, которые собирались в первый день недели, то есть в воскресенье. Вот почему мы празднуем день воскресный.

Полностью читать в PDF формате -

В Ветхом Завете есть заповедь о почитании субботы. Почему же христианская Церковь ее фактически отменила, хотя заявляет о своей преемственности от религии древнего Израиля? Такие вопросы порой возникают у тех, кто только начинает знакомство с христианским вероучением.

В Библии, в той ее части, которая называется Ветхим Заветом, действительно есть заповедь о том, что последний день недели должен быть посвящен Богу. Это четвертая, одна из десяти знаменитых Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай. Полностью она звучит так: “Помни день субботний, чтобы святите его. Шесте дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней Господе создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господе день субботний и освятил его” (Книга Исход, глава 20 , стихи 8-11).

В Православной Церкви заповедь о субботе не забыта. Убедиться в этом помогает само субботнее богослужение - более торжественное по сравнению с будничными службами. Однако в восприятии субботы произошли серьезные изменения. У израильтян субботняя заповедь связана с множеством правил, ограничений и запретов. В этот день нельзя совершать практически никаких действий.

Православная Церковь, во-первых, не приняла все эти запреты, а во-вторых, у христиан появилось воскресенье. Причем воскресный день по своей значимости выше субботнего.

Суббота в ветхозаветном Израиле

Из всех народов Древнего мира израильтяне были единственным народом, который получил Откровение и поклонялся Единому Богу. Но тем не менее под влиянием окружающих народов евреи постоянно отступали от единобожия. За 1500 лет до Рождества Христова через пророка Моисея израильтяне получают от Бога Закон. Его цель - через систему запретов уберечь народ от языческого влияния и подготовить к принятию Спасителя. Именно поэтому из 613 заповедей более половины имеют частицу “не” и повелительное наклонение. Сердцевина Закона - десять заповедей. Они были написаны на двух скрижалях (каменных досках). На одной - первые четыре заповеди, говорящие о непосредственных отношениях человека с Богом. На второй - остальные, посвященные отношениям между людьми. Установление о субботе (шаббат - покой - евр.) завершало первую скрижаль.

Ее смысл в том, чтобы человек постоянно помнил о Боге, Его делах, о том, что Господь тоже помнит о человеке. Раз в неделю евреи откладывали в сторону свои обычные житейские заботы и посвящали все свое время Богу. Они собирались на богослужение в синагоги, молились, слушали и изучали Священное Писание. Говоря о субботнем покое, Бог постоянно напоминает: “это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши…” (Левит, 23 :32). Итак, воспоминание о Боге, радость о Его заботе, о том, что Он помнит о тебе, но, одновременно, и смирение - осознание невозможности спастись от власти греха своими силами - лежат в основе ветхозаветной заповеди о субботе.

Но Библия не говорит, какие именно дела запрещены, потому что смысл заповеди не отрицательный и формальный (не делать чего-либо), а положительный и духовный (помнить о Боге и служить Ему). Но человеку всегда проще выполнить какие-то формальные требования, чем следить за своим внутренним духовным ростом. Поэтому постепенно суббота обросла гигантским количеством формальных дополнительных запретов, которые вводили уже сами фарисеи и книжники (религиозные учителя Израиля), которые думали, что угождают этим Богу.

В итоге ко времени Рождества Христова суббота фактически стала днем ничегонеделания. Например, появился лимит на расстояние, которое человек мог пройти в субботу - переступив порог своего дома, человек мог сделать не более 2000 шагов. Нельзя было разводить огонь, чтобы приготовить пищу, кормить животных и так далее. Малейшее нарушение субботы считалось великим грехом и очень строго каралось.

Ко времени земного служения Иисуса Христа для большинства израильтян самым главным в заповеди о субботе стала ее обрядовая сторона. Однажды Христос спросил религиозных учителей народа: “Должно ли в субботу добро делать, или зло делать?” (Мк. 3:4). Ответом стало молчание.

Всем было очевидно, что исцелить человека от неизлечимой болезни - это добро, но сказать этого никто не мог, настолько внешние формы иудейского субботнего ничегонеделания заслонили суть этой заповеди. Такое лицемерие, возвышение буквы над сутью, Спаситель обличал до конца земного служения. Вот почему Церковь отвергла буквальное, иудейское исполнение заповеди о субботнем покое.

Суббота в Евангелии

В Евангелии описано немало случаев столкновения религиозных учителей Израиля с Христом из-за того, что Господь нарушал субботний покой в его буквальном законническом толковании.

Первый случай происходит, когда Христос с учениками проходит в субботу засеянными полями. Апостолы были голодны, срывали колосья, растирали их руками и ели зерна. Религиозные учителя Израиля обвинили их в нарушении субботы, приравнивая такое поведение к молотьбе, запрещенной в этот день. В ответ Христос говорит им очень важные слова. Во-первых, Он - Господин субботы. Таким образом Иисус исповедует Свое Божество, то есть Он - Творец мира и Законодатель, установивший заповедь о покое. Но Бог не может заниматься произволом - устанавливать законы, а потом, когда Ему выгодно, их отменять. Поэтому Христос произносит: “суббота для человека, а не человек для субботы” . То есть заповедь о субботе была установлена для того, чтобы люди помнили о своем Творце, прославляли Его в своих делах. Но не для того, чтобы быть рабом этого дня, чтобы с дрожью в коленках думать, что Бог создал тебя для того, чтобы раз в неделю ты, как истукан, сидел дома и не мог пошевелить пальцем, иначе на тебя обрушится гнев Божий.

Затем Евангелие повествует, как Христос в субботние дни исцелял неизлечимо больных. За это религиозные учителя Израиля хотели убить Иисуса. Ведь нарушался закон! Они утверждали, что лечение в субботу допустимо только в случае смертельной опасности для пациента. Никто из тех, кого исцелял Иисус, под такое определение не подходил. Вот, например, как среагировал начальник синагоги, где Христос на его глазах исцелил женщину: “…начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; б те и приходите исцеляться, а не в день субботний” (Лк. 13 :14). Отсюда видно, насколько народные вожди были ослеплены ненавистью к Иисусу - даже исцеление неизлечимо больных ставилось ему в вину.

Тем не менее субботние правила неукоснительно исполнялись учениками Христа, даже когда они переживали самый страшный момент своей жизни - смерть Учителя. Из Евангелия мы знаем, что Христа казнили накануне иудейской Пасхи, которая в тот год попадала как раз на субботу. Поэтому хоронили Его очень спешно - наступал субботний покой. И в течение всей субботы люди, которые больше всего любили Христа, не могли подойти к Его Гробу и ждали утренней зари “первого дня недели”, чтобы прийти туда и по обычаю помазать Его Тело благовониями. Но когда, наконец, они пришли, то обнаружили, что Он Воскрес…

Многие до сих пор говорят, что христианство - это секта, возникшая в среде иудеев, которые хотели обновления своей религии, а Иисус из Назарета был ее “харизматическим лидером”. Он реформировал Моисеев Закон, отменил субботу… Если бы Христос учил Своих учеников именно так, зачем им надо было даже в этот трагический момент сидеть по старому иудейскому обычаю дома и исполнять “отжившую” свой век субботнюю заповедь?.. Вряд ли ученики соблюдали заповедь из-за боязни быть побитыми камнями за ее нарушение, ведь почти все они приняли потом мученическую смерть за Христа.

Поэтому именно этот день, первый день иудейской недели, они назвали седьмым, Днем Господним, а позже - воскресеньем. Таким образом, для христиан днем памятования о Боге стало воскресенье. Это не было нарушением Ветхозаветной Заповеди, наоборот, это означает ее окончательное исполнение. В Ветхом Завете в субботу человек вспоминал, что Бог его не забыл, что Он придет и спасет от греха и смерти Свой народ. В Новом Завете человек вспоминает именно в воскресенье, что Бог уже пришел и уже спас нас, воскреснув из мертвых. Все “субботние” ожидания исполнились. Какой смысл теперь соблюдать субботу?

Это было бы ровно то, что сделали с четвертой заповедью фарисеи. Смысл этой заповеди полностью реализовался в почитании воскресенья.

Возникает вопрос: можно ли христианам работать в воскресенье? Если есть такая возможность - лучше оставить в этот день свои обычные дела и работу. Причем поскольку церковный день начинается с вечернего богослужения, как и в ветхом Завете, то и субботний вечер должен быть посвящен Богу. Недаром традиция сделала оба этих дня выходными. Посвятить день Богу - значит пойти на богослужение, всей семьей почитать дома Священное Писание, помочь нуждающимся людям. Главное - не праздность, а молитва и добрые дела. В наше время многие вынуждены работать без выходных, но Православная Церковь не одобряет работу в субботу и воскресенье лишь в том случае, когда человек не помнит о Боге, а занимается исключительно своими делами, даже если они очень важные, нужные и добрые. Господь ждет от человека единственной жертвы - любящего сердца, а заповедь о дне, посвященном Богу - это средство, которое помогает сердцу не потухнуть.

Загрузка...