kino-wedding.ru

Как празднуют Пасху в России: традиции и приметы. Городские пасхальные традиции

Натальи Алексеевны Васильевой Буслов Анатолий Ефимович рассказывает, как в его детстве отмечали Пасху.

Воспоминания Анатолия Буслова

Знаете ли, шестьдесят с лишним лет назад праздники были днями более выпуклыми и содержательными, по крайней мере для ребятни, чем теперь (1947 год…..ЯВ). Любой теперешний праздник мало отличается от обычного воскресенья. В те же времена пасха, например, это было, как говорилось, из праздников праздник, торжество из торжеств. Весна круто изменяла наш быт. Из избы изгонялся теленок, из-под печки изгонялись куры. Изба проветривалась и начиналась подготовка к пасхе.
Женская часть бралась за скребки. Вся накопившаяся за зиму грязь, копоть выскабливались с ожесточением, с кипятком. Шло поголовное избиение тараканов-прусаков, клопов, сверчков и всякой другой нечисти.
Все скреблось, мылось, стиралось. Боже сохрани, чтобы на пасху завалялось что-нибудь грязное. С середины последней недели начиналась стряпня. Мать была большой хлебосолкой, любила справить праздник как следует, поэтому реализовывались все средства. Правда, их, по-видимому, много и не требовалось. Что же окорок был свой, поросенок тоже, рыба жареная и заливная своя, курица своя, а иногда и гусь. Ну, яички, колбаса, творог, сметана тоже не покупались. Масло, сало - свое. Вот мука белая, изюм, приправы разные, кроме хрена, которым у нас зарастали огороды, нужно было купить. Водки и вина надо было купить, сахару - тоже. Как бы то ни было, если нет денег, то труда требовалось много. Надо было задолго начинать копить яички, творог, масло, сметану и т.п. Надо было и сварить, и сжарить, и заправить, как у добрых людей. Но зато стол у нас на пасху представлял чудесную картину.

Ну, разве я, получающий сейчас около полутора тысяч рублей в месяц, могу сервировать такой стол? Ни за что.Во первых, белейшая, узорнотканнаяскатерть покрывала непривычно большой стол. А большой он был потому, что к немуприбивались еще по доске с одной идругой стороны. Затем, по низу скатерти, по ребру стола, между всеми блюдами вилась дереза.Я вот не знаю, как по-настоящему называется это раннее стелющееся зеленое растение, а оно очень украшало стол. На столе в центре, конечно, кулич. Кулич высокий, загорелый, с желтым мякишком,с изюмом - красивый, вкусный!Тут же сырная пасха - сладкая с изюмом и груда, на большом блюде, крашенных яиц.Тут же размещаютсябутылки две водки да столько же вина. Если это мое писание будут читать внуки, тонедумайте, что это стол богатого человека. Нет, это праздничный стол трудолюбивой и умной хозяйки -крестьянкис оченьнебольшим наделом земли. О таких труженицах очень хорошо говорил и писалНекрасов.

Дальше красовались: румяный поросенок, набитый гречневой кашей, курица, утка, а, иногда, и гусь, важно, блестя жиром, занимали свое место. Заливная фаршированная щука, во весь свой рост в деревянном корытеплавала в студне, ломти обжаренных лещей приятно манили, колбаса домашняя, нарезанная крупными кусками, мясной холодец и там еще что-нибудь.

Надо иметь ввиду, что у матери были три дочери- девушки (две приезжали на пасху). И она умела принимать визитеров так, что они не переходили грани сдержанности и благопристойности поведения.

Конечно, родни у нас было много как со стороны отца, так и со стороныматери. Поэтому от визитеровне было отбоя. Одних крестников у мамы было больше пятнадцати человек.

Пасхальный день начинался с трех-четырехчасов утра, когда кто-нибудь из старших отправлялся святить пасху. К этим старшим нередко привязывалисьдети. Примерно через час возвращались со священными продуктами, и вся семья садилась за стол разговляться. За этой трапезойможно былобезбоязненно просить что угодно и все давалось безоговорочно. Конечно, взрослые особенно неналегали на выставленные яства. Тут появлялись всякие остатки, не попавшие на стол: холодец, обрезки окорока, рыба жареная. Ну, по крашенному яичку съедали все обязательно, тоже по кусочкукулича и пасхи, как освященные дары. Во всяком случае все наедались и сытнои до отвала. После этого стол убирался.

Все косточки, скорлупа от яиц, крошки закапывались отцом в саду, а мать выводила нас на двор посмотреть, как «ликует» солнце.

Я впоследствии много раз наблюдал это интересное явление, но, как будто это было вчера, я помню, как мы любовались через плетень, отрывавшимся от края земли, солнцем. Беспрерывно менялись его краски: красный, фиолетовый оранжевый, синий, желтыйи, особенно красивый, зеленый цвет, беспрерывно то появлялись,то исчезали, меняясьв этой чарующей и волшебнойигре. Солнце действительно ликовало.При таком увлекательном зрелище нельзя было не ликовать и людям. «Христос воскресиз мертвых!»…Да, это воскреслапод ликующим солнцеммать-природа, мать-земля. Обновилась жизнь человека, оживали его надежды на сытую и счастливую жизнь. Пусть эти мужицкиенадежды были тщетны, но они звали его ктруду, к борьбе, они вселяли в него веру в лучшее будущее.

Полюбовавшись на солнце, старшая часть укладывалась поспать, а младшая, заполучив по паре яиц, отправлялась на улицу пытать счастья. Появлялись лотки и начиналась игра в катание яиц- счастье было переменно: то, проиграв свои яички, бежали домой прихватить еще парочку, то, выиграв, или ели их или складывали за пазуху. В общем, кончалось дело тем, что чуть не все ребята объедались.

24 апреля православные отмечают праздник Светлого Христова Воскресения — Пасху. Сегодня у вас есть возможность окунуться в атмосферу пасхального празднования начала XX века, прочитав отрывки еще не оконченных воспоминаний барнаульского старожила Анатолия Васильевича Шестакова.

Занимательный вид

К Пасхе готовились задолго, уделяя особое внимание заготовке праздничной пищи. Хозяек особо занимала длительная выпечка куличей и так называемых баб из отменно сдобного теста, да еще под глазурью, для чего становились нужными особая мука, бело-желтая крупчатка, сахарная пудра, цветной мак, изюм и разнообразные пряности: корица, гвоздика, ваниль, мускатный орех. Подготавливалось мясо для пирога и горячих блюд, были непременными жареный гусь или заяц(зайчатины в продаже было много), нередко молочный поросенок. В разнообразии еды находили место и рыбные блюда, скажем, фаршированная щука.

Обязательно извлекали праздничную посуду, старались придать столу занимательный вид. Помнится, даже сливочное масло подавалось на стол в виде желтого курчавого барашка, а яйца — обязательно покрашенными в несколько цветов.

Роспись яиц и бабок

Мать вовлекала всю ребятню в хлопотную, но интересную художественную работу. В течение двух-трех недель мы под ее наблюдением рисовали на бумаге карандашом и красками подарочные картинки для вручения их бабушке, дедушке и прочим родичам. Разрешалось делать перерисовки, но более поощрялось собственное творчество. Мне это очень нравилось, а взрослые находили во мне какие-то положительные задатки.

Все участвовали в затейливой росписи яиц. Для этого занятия, рассчитанного на несколько дней, отбирались наиболее крупные яйца, выискивались или выдумывались сюжеты рисунков, готовились краски и кисти. Я, например, впервые познакомился за этим занятием со свойствами хорошей сухой китайской туши. Ее приходилось сначала растирать на блюдце. Яйца тщательно мылись, просушивались, затем из них с отменной осторожностью выдували белок и желток через отверстия, проделанные толстой иглой. Пустое яйцо становилось легким, но обращаться с ним было еще труднее. Начиналась медленная, требующая большого терпения и умения разрисовка. В меру изобретательности и фантазии яйцо можно было украсить большими цветными буквами «Х.В.»(«Христос Воскресе!») или словом «Пасха». На эллипсе яйца можно было нанести пейзажный рисунок или шутливое изображение птиц и животных. Сначала карандашом, потом химическим карандашом или тушью, наконец, прибегнуть к акварели. Часто рисовались ангелы, цветы или сказочные образы. С помощью цветной бумаги, ваты, кудели, клея, ниток овал яйца мог быть обращен в лицо китайца, косоглазого и желтолицого, в рожицу веселого клоуна или голову господина в цилиндре. Работа требовала выдумки, немалой осмотрительности и юмористического отношения к задуманному. Окрашенные и разрисованные яйца развешивались на видных местах, дарились и порою сохранялись долго. А сколь приятно было заслужить похвалу со стороны родителей, любимых родичей или гостей дома!

Мальчишкам еще больше забот доставляло крашение бабок* и приготовление их большого числа к сезону уличных игрищ. Мощные «панки» — битки — нужные для меткого и сильного боя, заливали свинцом или баббитом. Умение делать это являлось предметом мальчишеской гордости. Крашеные бабки в игре ценились значительно выше.

Без лицемерия

Мать была религиозна, но избегала посещения церкви, хотя церковь была от нашей улицы довольно близка. Бело-голубая, двухкупольная, с высокой колокольней. Мать верила в Бога «дома». Мне кажется, что она всегда не доверяла житейской искренности священников. И этому было немало оснований.

Отец, обладая талантом певца и регента, часто бывал в среде духовенства, имел в ней много поклонников и знакомых. Видимо, не раз размышлял о принятии духовного сана. Но он постоянно говорил, что в этой среде много лицемеров, стяжателей и карьеристов, что в ней разительно проявляются бытовая нечистоплотность и бесчестность. Для матери понятие честности было буквально священным. Она жила в атмосфере семейной, домашней религиозности.

По настоянию матери, а порою и отца церковь иногда посещали мы, мальчишки. Давалось поручение купить свечки или просфоры. Мы проникались внешней серьезностью, но часто соблазнялись возможностью забраться на колокольню(заманчиво посмотреть город с высоты, полюбоваться голубями, населявшими церковные чердаки), а еще чаще — поиграть в бабки на просторах церковной ограды.

* Бабки — старинная русская национальная игра типа игры в городки, только вместо городков и бит использовались суставные кости домашней скотины. Участники по очереди старались выбить из кона специальной битой, утяжеленной свинцом, как можно больше бабок.

Анатолий Шестаков:

Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность.

Перед иконой Богородицы

Помню, в те годы в родительской спальне стояла семейная реликвия — икона Божией Матери. За рамой иконы, под стеклом, хранились украшенные серебряной фольгой белые восковые свечи и искусно сделанные из воска веточки вербы, предназначенные для головного свадебного убора. Все это — от дня венчания матери.

Глядя на матово мерцающую икону, подчиняясь подсказкам мамы, я торопливо читал «Богородице Дево, радуйся» и «Отче наш». Смысл молитв для меня был темен, я сбивался и с придыханием повторял за матерью трудные слова, но таинственность и обязательность вечернего ритуала действовали строго наставительно и умиротворенно. Верилось, что умолять кого-то всесильного нужно, что слова молитвы заключают в себе не познанную мною значительность. Отступали, меркли все тревоги прожитого дня, все мальчишеские обиды. Воспоминания о дивных минутах общения с матерью перед иконой Богородицы с младенцем и в сегодняшние совсем стариковские года, право, волнующе дороги мне.

Справка

Анатолий Шестаков родился в январе 1914 года. Он пережил две мировые войны, революцию, сиротство, голод, разруху, сталинизм, «оттепель», застой, перестройку. Принимал участие в войне с Японией, служил в Маньчжурии, в 15 лет стал работать в начальной сельской школе. Ушел на пенсию с должности доцента кафедры всеобщей истории АлтГУ. Талантливый исследователь, он и сейчас занимается научной работой, пишет стихи и книги для детей.

Пасха, наряду с Рождеством и Пятидесятницей, это один из трех главных праздников христианства. Ее стали отмечать на Руси сразу же после крещения всего народа. Позже праздник Воскресения Христова приобрел в православии доминирующее значение. Ведь если Сын Божий смерть попрал, то и весь народ Израилев может избежать могилы и перейти в свет вечной жизни.

Как же встретить этот светлый праздник, чтобы стать сопричастным к его главному смыслу - воскресению из мертвых? Сейчас, в век секулярности, все зачастую сводится к выпеканию куличей да крашению яиц. А в старину? Давайте изучим этот вопрос более подробно.

Высчитывание дня Пасхи

Праздник Воскресения Христового - не календарный. Это значит, что он не привязан к определенной дате, как, например, Рождество, которое отмечается в православии всегда 7 января.

В России? Этот день высчитывают по луне. После 21 марта по церковному календарю ждут полнолуния, и следующее за ним воскресенье (если оно не совпадает с иудейским праздником Пейсах) является Пасхой. Таким образом, дата является меняющейся каждый год. Иногда она совпадает с как 2014 году, но чаще всего следует за ней, опаздывая на одну или три недели. Этот праздник является основополагающим и для других дат в церковном календаре. Так, Масленица, Вербное Воскресенье, Вознесение и Пятидесятница высчитывались по Пасхе.

Канун праздника

Что нам говорит традиция? Пасхе предшествовал долгий пост, называемый в народе Великим. Начинался он сразу же после Масленицы. Ограничения в еде касались не только священников и клира, но и мирян. Не позволялось в этот период вкушать продукты животного происхождения (кроме рыбы, которая считалась даром моря).

За неделю до Пасхи отмечалось Пальмовое (Вербное) воскресенье. Это дата торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим. После Вербного воскресенья начиналась Страстная Седьмица. На этой неделе каждый день назывался светлым. Особенно важен для верующего христианина Страстной Четверг - дата и заключения под стражу Христа.

Как праздновали Пасху в России (вернее, готовились к ней) в этот день? Нужно было встать до зари и искупаться. Это демонстрировало готовность очистить от грехов и душу. Потом верующие отправлялись в церковь, где исповедовались и причащались. А затем, вернувшись домой, принимались за уборку. Ко дню Светлого Воскресенья все должно было сиять чистотой.

Как праздновали Пасху в России

Этой традиции уже более тысячи лет, а потому она обросла своими культурными особенностями. Даже у таких близких народов, как русские и украинцы, празднование Пасхи несколько отличается. Но везде, и у католиков также, в канун Светлого Воскресенья, в Страстную Субботу, люди идут в храм. Верующие несут туда испеченные куличи и крашанки (расцвеченные вареные яйца). В церквях проходят крестные ходы и всенощные службы.

По летописям нам известно, как праздновали Пасху на Руси. Священник, а за ним паства, обходил станции страстей, останавливаясь перед каждой и рассказывая о тернистом пути восхождения на Голгофу, после чего он благословлял артос (просфору). Это бездрожжевой опреснок, небольшой хлебец, на котором при выпекании ставили крестик. Позже традиция проскурок преобразилась в обрызгивание свяченой водой пасхальных куличей.

Суть Пасхи

Следует помнить, что это все же религиозный праздник. Его смысл для верующего - ощутить сопричастность к христианскому Спасению. Весь пасхальный период, который длился вплоть до Вознесения (сорок дней после этого праздника), верующие здоровались словами «Христос воскрес!». Всем известен ответ. Это «Воистину воскрес!». Отстояв всю всенощную в церкви и обменявшись друг с другом поцелуем мира, верующие отправлялись с благословленными куличами и яйцами по домам. По дороге принято было «христосоваться» со всяким встречным - трижды целоваться в лицо.

Как праздновали Пасху в России еще? Оригинальной, ни у кого больше не встречающейся традицией является постоянный перезвон колоколов. Радостный шум не стихал до вечера. В этот день всякий мог забраться на колокольню и трезвонить, сколько душе угодно.

Праздничный стол

В это светлое утро принято было разговляться после длительного поста. У разных народов существуют свои традиционные мясные блюда для этого дня. А как праздновали Пасху в России? Начинали трапезу с просфорки. Потом ели яйца - это начало всему, как говорили римляне. Они красились в разные тона красного. Коронным ритуальным яством считался кулич. Его резали поперек, сохраняя макушку. И только у русских готовят к Празднику Воскресения творожную пасху - высокий конус, обсыпанный сахарной пудрой, с крестиком на вершине. Кстати, верующие должны были напечь куличей вдоволь. На Святой неделе ходили по гостям, одаривая знакомых, родственников и друзей небольшими пасочками. Также на Красную Горку (воскресенье, следующее после праздника) отправлялись на кладбище, где на могилу тоже ставили куличи для усопших предков. И, наконец, одаривали бедняков, ибо Христос ходит сорок дней по земле, принимая облик нищего.

Впервые праздник Пасхи начали отмечать в Петербурге в 1708 году, а увеселительные мероприятия в канун праздника стали проводить десятью годами позже. В то время город на несколько дней преображался. На площадях разворачивались балаганы и вербные базары, жители города устраивали массовые плавания на лодках по каналам Петербурга, а свои дома украшали гирляндами..

Катание на лодках по указу Петра

В XVIII столетии на последнюю неделю Великого поста, «святую неделю» Петербург превращался в большую ярмарку. Все скверы и сады города украшали флагами, в парках проходи народные гуляния, а на Марсовом поле устанавливали большие деревянные качели и горки. Петр I ввел новую традицию - катание на лодках и верейках по Неве и городским каналам.

Напротив дворца Петра I стояли лодки, украшенные иллюминацией. Фото: Государственный Эрмитаж

В воскресенье к заутрене царская чета уже была в храме Пресвятой Троицы недалеко от Петропавловской крепости. Храм не сохранился до наших дней. В настоящее время на его месте находится часовня. От храма царская семья с придворными и представителями духовенства совершала крестный ход на Дворцовую площадь, после чего пасхальным торжествам в городе давали официальное начало. Вечером рабочие оснащали иллюминацией Петропавловскую крепость и лодки, стоящие напротив дворца Петра. Сейчас на месте этого дворца находится здание Эрмитажного театра.

Елизавета Петровна приглашала придворных в свой дворец, который стоял на месте Инженерного замка. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Императрица Елизавета Петровна в субботу вечером приглашала знатных особ в свой Летний дворец, на месте которого сейчас находится Инженерный замок. Ровно в полночь в Петропавловской крепости стреляла пушка, и придворные начинали литургию. Екатерина II во время пасхальной недели устраивала балы и аудиенции. На Пасху она дарила придворным фарфоровые и стеклянные яйца, украшенные позолотой и узорами.

От гулянья до пожара

В XIX веке пасхальных развлечений стало еще больше. В газетах публиковали программу праздничных мероприятий в городе. Украшались уже не только главные здания города. Петербуржцы перед Пасхой вешали разноцветные гирлянды на свои дома. На Адмиралтейской площади и Марсовом поле давали представления балаганы - уличные театры. «Главными артистами балаганов были Арлекин и Пьеро, - рассказывает Аркадий Васильев. - В перерывах между их сценками публику смешили циркачи - фокусники, жонглеры, акробаты. Чуть позже юмористические сценки сменились патриотическими: артисты изображали покорение Сибири, победу нашего войска над шведами и французами, русских богатырей».

На Исаакиевском соборе зажигались факелы. Фото: Открытка На Крестовском острове проходили гуляния для бедных слоев общества. Сюда обычно съезжались дешевые балаганы, у артистов которых не было даже театральных костюмов. Праздник в центре города был предназначен для более представительных слоев общества. Однако именно состоятельные петербуржцы так весело гуляли, что устроили пожар: два балагана сгорели в нескольких метрах от Адмиралтейства.

С тех пор гулянье полностью перенесли на Марсово поле. Здесь впервые появились настоящие механические карусели, аттракционы по измерения силы и стали проводиться катания на велосипедах.

«В конце XIX века массовые гуляния проходили на Преображенском плацу, - говорит Васильев. - Там в одном из балаганов был даже установлен небольшой кинотеатр».

Чем веселее Пасха, тем счастливей жизнь

При Александре III в Петербурге получили широкое распространение вербные базары. Самые крупные их них размещались на Конногвардейском бульваре и Малой Конюшенной улице. Ветки вербы, продававшиеся на базар, украшали гирляндами, бумажными цветами и фонариками. Кроме того, в ларьках на базаре продавали живых животных и диковинные игрушки: крутящегося стеклянного чертика, свиней-пищалок, говорящих попугаев и многое другое. Всю неделю петербуржцы ходили в гости и приносили с собой угощения - кулич и пасху.

Люди плавали на лодках по рекам и каналам города. Фото: Из личного архива В воскресенье всем жителям города разрешали проходить на звонницы церквей и звонить в колокола. В течение всего дня по городу раздавался колокольный перезвон.

Ночью все храмы города были переполнены. Люди, которым не хватило места, ходили с зажженными свечами на улицах и поздравляли друг друга с Пасхой. По углам Исаакиевского собора размещались горящие факелы, чего не делалось ни в один другой праздник в году.

«Пасха считалась самым светлым, шумным и радостным праздником в году, - объясняет краевед. - Петербуржцы были уверены: чем веселей они встретят Пасху, тем счастливей будет их жизнь в будущем. В то время была очень популярна поговорка: «Где кулич и тесто - тут и наше место! В будни поработаем - в праздник погуляем!».

«…А на другой день была Пасха. В городе было сорок две церкви и шесть монастырей; гулкий, радостный звон с утра до вечера стоял над городом, не умолкая, волнуя весенний воздух; птицы пели, солнце ярко светило. На большой базарной площади было шумно, колыхались качели, играли шарманки, визжала гармоника, раздавались пьяные голоса. На главной улице после полудня началось катанье на рысаках, — одним словом, было весело, всё благополучно, точно так же, как было в прошлом году, как будет, по всей вероятности, и в будущем».

Отрывок из рассказа А. Чехова «Архиерей»

Подготовка к Пасхе

В старину ожиданием Пасхи жил каждый: в каждом доме соблюдали пост, в Чистый четверг все шли в баню, закупали угощения для разговин, подметали дворы, перед праздником хозяйки проводили все время возле печей, на своих кухнях, дети красили и расписывали яйца. В городах перед Пасхой украшали витрины магазинов маленькими каруселями, которые кружились, а «катались» на каруселях расписные яйца .

Кондитерские и булочные начинали принимать заказы на изготовление куличей и других пасхальных пирогов еще в начале поста. Само собой, куличи пекли и дома. Собирались на кухне все вместе: и хозяева, и кухарки. А потом испеченными дома куличами угощали не только домашних и друзей, но и просто бедняков с улицы.

На пасхальный стол в зажиточных семьях подавали запеченного поросенка или барашка, а расписанные яйца выкладывали на большое деревянное блюдо с зеленью, которую выращивали специально к празднику. Проращивали зерна овса или пшеницы, и маленькие нежные ростки были хорошим украшением весеннего стола.

Праздник из праздников, торжество из торжеств!

Так на Руси именовали Пасху Христову. Ее встречали в храме все - и стар и млад.

Ночь Великой субботы представляла собой чудное, величественное зрелище как в столицах, так и повсюду на Руси, где только были православные храмы. Сюда спешили через поля, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные люди. Все нарядно одетые, все в белом. Девушки украшали себя лентами, надевали белоснежные сорочки, повязывали на свои косы красивые банты. Все принаряжались - на народе надо себя показать.

В православном храме служба начиналась в полночь. Но люди приходили заранее, перед крестным ходом. Те, кто знал грамоту, читали на клиросе Деяния Апостолов. А еще вокруг храмов жгли костры из смоляных бочек, в память о том, как холодно
было в ту ночь, которую провел Христос при дворе Пилата.

Опоздавшие, которые не попали в переполненный уже народом храм, располагались вокруг церквей в ожидании крестного хода. Но вот раздавался первый благовест колокола, вся толпа приходила в движение, зажигались в руках свечи, показывалось духовенство в светлых ризах с крестами, хоругвями, иконами, и голос церковного хора возвещал радость великую: "Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах"...

При пении тропаря при общем ликовании народа начиналось троекратное лобызание и приветствие друг друга словами "Христос воскресе" с ответным "Воистину воскресе", Все одаривают друг друга крашеными яйцами - красными, расписными с узорами... Особенным уважением пользовалось в народе пасхальное яйцо, полученное первым. Согласно поверью, оно способно отгонять нечистую силу и не портилось до следующего года.

Утром после богослужения всем прихожанам раздавали яйца. Куриные, гусиные, лебединые - получали в подарок верующие. И не только! Возможно, пернатым просто не удавалось снести нужное количество яиц, и их заменяли деревянными - резными и расписными.

Возвращаясь после пасхальной Заутрени домой, народ любовался восходящим солнцем, дети пели:"Солнышко-ведрышко..." А старики расчесывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, старухи умывались с злата-серебра, красного яичка в надежде разбогатеть.

Еще до Заутрени в каждом доме накрывали праздничный стол. И несмотря на достаток, любая семья стремилась сделать этот стол обильным и роскошным. Зажиточная семья непременно вкушала в пасхальное утро 48 блюд. 48 блюд по числу дней прошедшего поста. Всю неделю ели досыта, отдыхали и ходили в церковь на богослужения.

По утрам звонил колокол. Звон колокола - это праздник. Потому что весь пост не было слышно колоколов. А в Пасху каждый мог стать звонарем - никому в церкви не отказывали.

На Пасху непременно навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородным занятием. А в Пасху - обязательным. В тюрьмы заключенным приносили угощения. А должникам собирали деньги, чтобы выкупить их из тюрьмы.

И нельзя не вспомнить про пасхальные забавы: катание яиц, битье яиц, поиск спрятанных яиц. Самыми активными участниками этих игр, конечно, были дети и молодежь.

Праздновали Пасху не один день, и не неделю. Пасха длилась 40 дней - столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.

Загрузка...