kino-wedding.ru

Святая мученица зоя 31 декабря. Зо́я Римская. Когда празднуют именины Зои? Поздравления на день ангела

Свя-той му-че-ник Се-ва-сти-ан ро-дил-ся в го-ро-де Нар-боне (Гал-лия), а об-ра-зо-ва-ние по-лу-чил в Ме-дио-лане. При им-пе-ра-то-рах-со-пра-ви-те-лях Дио-кли-ти-ане и Мак-си-ми-ане (284-305) он за-ни-мал долж-ность на-чаль-ни-ка двор-цо-вой стра-жи. Свя-той Се-ва-сти-ан поль-зо-вал-ся ав-то-ри-те-том и лю-бо-вью у во-и-нов и при-двор-ных, ибо был че-ло-ве-ком храб-рым, ис-пол-нен-ным пре-муд-ро-сти, прав-ди-вым в сло-вах, спра-вед-ли-вым в су-де, преду-смот-ри-тель-ным в со-ве-те, вер-ным на служ-бе и во всех по-ру-че-ни-ях. Бу-дучи сам тай-ным хри-сти-а-ни-ном, свя-той мно-го по-мо-гал бра-тьям по ве-ре. За-то-чен-ные в тем-ни-цу бра-тья-хри-сти-ане Мар-кел-лин и Марк, сна-ча-ла твер-до ис-по-ве-до-вав-шие ис-тин-ную ве-ру, под вли-я-ни-ем слез-ных уго-во-ров сво-их ро-ди-те-лей-языч-ни-ков (от-ца Тран-квил-ли-на и ма-те-ри Мар-кии), жен и де-тей по-ко-ле-ба-лись в сво-ем на-ме-ре-нии по-стра-дать за Хри-ста. Свя-той Се-ва-сти-ан при-шел к цар-ско-му каз-но-хра-ни-те-лю, в до-ме ко-то-ро-го со-дер-жа-лись в за-клю-че-нии Мар-кел-лин и Марк, и про-из-нес вдох-но-вен-ную про-по-ведь.

«Доб-лест-ные во-и-ны Хри-сто-вы! Не бро-сай-те зна-ме-ни ва-ших по-бед ра-ди жен-ских слез и не да-вай-те ослаб-ле-ния низ-ло-жен-но-му под ва-ши но-ги вра-гу, дабы он, по-лу-чив опять си-лу, не на-чал с ва-ми борь-бу. Воз-двиг-ни-те же над зем-ны-ми при-стра-сти-я-ми слав-ную хо-ругвь ва-ше-го по-дви-га. Ес-ли бы те, ко-го вы ви-ди-те пла-чу-щи-ми, зна-ли, что есть дру-гая жизнь - бес-смерт-ная и без-бо-лез-нен-ная, в ко-то-рой цар-ству-ет непре-ста-ю-щая ра-дость, то непре-мен-но по-же-ла-ли бы вой-ти в нее с ва-ми и, пре-зи-рая вре-мен-ную жизнь, ста-ра-лись бы по-лу-чить веч-ную. Кто не хо-чет быть слу-жи-те-лем веч-ной жиз-ни, тот и эту вре-мен-ную жизнь по-гу-бит на-прас-но».

Свя-той Се-ва-сти-ан убе-дил бра-тьев ид-ти на му-че-ни-че-ский по-двиг. Речь его по-тряс-ла всех при-сут-ство-вав-ших. Они уви-де-ли, что ли-цо свя-то-го си-я-ет, как у Ан-ге-ла, явив-ши-е-ся семь Ан-ге-лов об-лек-ли его в свет-лую одеж-ду, а Пре-крас-ный Юно-ша бла-го-сло-вил про-по-вед-ни-ка и ска-зал: «Ты все-гда бу-дешь со Мною». Же-на цар-ско-го каз-но-хра-ни-те-ля Ни-ко-стра-та, Зоя, 6 лет на-зад по-те-ряв-шая дар ре-чи, при-па-ла к но-гам свя-то-го Се-ва-сти-а-на и зна-ка-ми про-си-ла ис-це-лить ее. Свя-той осе-нил жен-щи-ну крест-ным зна-ме-ни-ем, - она тот-час же за-го-во-ри-ла и про-сла-ви-ла Гос-по-да Иису-са Хри-ста и ска-за-ла, что ви-де-ла Ан-ге-ла с рас-кры-той кни-гой, по ко-то-рой свя-той Се-ва-сти-ан чи-тал свою про-по-ведь. То-гда все при-сут-ство-вав-шие уве-ро-ва-ли в Спа-си-те-ля ми-ра. Ни-ко-страт снял око-вы с Мар-кел-ли-на и Мар-ка и пред-ло-жил им скрыть-ся, но бра-тья от-ка-за-лись.

Марк ска-зал: «Пусть тер-за-ют на-ши те-ла лю-бы-ми му-ка-ми; они мо-гут убить те-ло, но ду-шу, во-ин-ству-ю-щую за ве-ру, по-бе-дить не в си-лах». Ни-ко-страт и его су-пру-га про-си-ли Кре-ще-ния. Свя-той Се-ва-сти-ан по-со-ве-то-вал Ни-ко-стра-ту устро-ить так, чтобы Кре-ще-ние со-вер-ши-лось над воз-мож-но боль-шим чис-лом лю-дей. То-гда Ни-ко-страт по-про-сил на-чаль-ни-ка тю-рем Ри-ма, Клав-дия, при-слать к нему в дом всех за-клю-чен-ных. Бе-се-дуя с уз-ни-ка-ми, Се-ва-сти-ан убе-дил-ся, что все они до-стой-ны Кре-ще-ния, и при-звал пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, ко-то-рый при-го-то-вил их к та-ин-ству огла-си-тель-ным сло-вом, пред-пи-сал им по-стить-ся, на-зна-чив со-вер-ше-ние та-ин-ства на ве-чер.

В это вре-мя Клав-дий из-ве-стил Ни-ко-стра-та, что его вы-зы-ва-ет рим-ский епарх Агре-стий Хро-ма-тий для объ-яс-не-ния, по ка-кой при-чине в его до-ме со-бра-ны уз-ни-ки. Ни-ко-страт рас-ска-зал Клав-дию об ис-це-ле-нии сво-ей же-ны, и тот при-вел к свя-то-му Се-ва-сти-а-ну сво-их боль-ных сы-но-вей, Сим-фо-ри-а-на и Фе-лик-са. Ве-че-ром свя-щен-ник По-ли-карп кре-стил Тран-квил-ли-на, его род-ных и дру-зей, Ни-ко-стра-та и его се-мью, Клав-дия и его сы-но-вей, а так-же 16 осуж-ден-ных уз-ни-ков. Все-го но-во-кре-щен-ых бы-ло 64 че-ло-ве-ка.

Пред-став пе-ред епар-хом Хро-ма-ти-ем, Ни-ко-страт рас-ска-зал ему, как свя-той Се-ва-сти-ан об-ра-тил их в хри-сти-ан-скую ве-ру и мно-гих ис-це-лил от бо-лез-ней. Сло-ва Ни-ко-стра-та убе-ди-ли епар-ха. Он при-звал к се-бе свя-то-го Се-ва-сти-а-на и пре-сви-те-ра По-ли-кар-па, про-све-тил-ся от них и уве-ро-вал во Хри-ста. Вме-сте с Хро-ма-ти-ем при-ня-ли Свя-тое Кре-ще-ние его сын Ти-вур-тий и все до-мо-чад-цы. Ко-ли-че-ство но-во-про-све-щен-ных воз-рос-ло до 1400 че-ло-век. По со-ве-ту хри-сти-ан Хро-ма-тий оста-вил долж-ность епар-ха. В это вре-мя епи-ско-пом Ри-ма был свя-той Га-ий (впо-след-ствии па-па рим-ский, с 283 по 296 год; па-мять его 11 ав-гу-ста). Свя-ти-тель бла-го-сло-вил Хро-ма-тия, чтобы он уехал в свои по-ме-стья на юге Ита-лии вме-сте с пре-сви-те-ром По-ли-кар-пом. Хри-сти-ане, ко-то-рые бы-ли не в си-лах ид-ти на му-че-ни-че-ство, уеха-ли с ни-ми. Свя-щен-ник По-ли-карп был по-слан для утвер-жде-ния но-во-об-ра-щен-ных в ве-ре и со-вер-ше-ния Та-инств. Сын Хро-ма-тия, Ти-вур-тий, же-лал при-нять му-че-ни-че-ство и остал-ся в Ри-ме при свя-том Се-ва-сти-ане. Оста-лись так-же по-свя-щен-ный свя-ти-те-лем Га-и-ем в сан пре-сви-те-ра Тран-квил-лин, Мар-кел-лин и Марк, по-свя-щен-ные в диа-ко-ны, Ни-ко-страт, же-на его Зоя и брат Ка-сто-рий, Клав-дий, сын его Сим-фо-ри-ан и брат Вик-то-рин. Они со-би-ра-лись во двор-це им-пе-ра-то-ра у тай-но-го хри-сти-а-ни-на, са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, но вско-ре для них на-ста-ло вре-мя по-стра-дать за ве-ру.

Пер-вой языч-ни-ки схва-ти-ли свя-тую Зою, мо-лив-шу-ю-ся у гроб-ни-цы апо-сто-ла Пет-ра. На су-де она му-же-ствен-но ис-по-ве-да-ла ве-ру во Хри-ста и по-чи-ла, по-ве-шен-ная за во-ло-сы над гни-ю-щи-ми от-бро-са-ми; те-ло ее бы-ло бро-ше-но в ре-ку Тибр. Явив-шись в ви-де-нии свя-то-му Се-ва-сти-а-ну, она со-об-щи-ла о сво-ей смер-ти. По-сле нее по-стра-дал пре-сви-тер Тран-квил-лин: его языч-ни-ки по-би-ли кам-ня-ми у гроб-ни-цы свя-то-го апо-сто-ла Пет-ра, а те-ло его так-же бро-си-ли в Тибр. Свя-тых Ни-ко-стра-та, Ка-сто-рия, Клав-дия, Вик-то-ри-на и Сим-фо-ри-а-на схва-ти-ли на бе-ре-гу ре-ки, ко-гда они отыс-ки-ва-ли те-ла му-че-ни-ков. Их при-ве-ли к епар-ху, и свя-тые от-ка-за-лись ис-пол-нить его по-ве-ле-ние - при-не-сти жерт-ву идо-лам. То-гда свя-тым му-че-ни-кам при-вя-за-ли кам-ни на шеи и уто-пи-ли в мо-ре. Свя-то-го Ти-вур-тия пре-дал лжехри-сти-а-нин Торк-ват. Не до-бив-шись от-ре-че-ния от Хри-ста, су-дья ве-лел по-ста-вить юно-го Ти-вур-тия на рас-ка-лен-ные уг-ли, но Гос-подь со-хра-нил его: Ти-вур-тий хо-дил по го-ря-щим уг-лям, не чув-ствуя жа-ра. Му-чи-те-ли обез-гла-ви-ли свя-то-го Ти-вур-тия. Неиз-вест-ный хри-сти-а-нин по-хо-ро-нил свя-то-го.

Торк-ват вы-дал так-же свя-тых диа-ко-нов Мар-кел-ли-на и Мар-ка и са-нов-ни-ка Ка-сту-ла. По-сле ис-тя-за-ний Ка-сту-ла бро-си-ли в ров и жи-во-го за-сы-па-ли зем-лей, а Мар-кел-ли-ну и Мар-ку при-гвоз-ди-ли но-ги к пню. Они про-сто-я-ли всю ночь в мо-лит-ве, а утром их прон-зи-ли ко-пья-ми.

По-след-ним был взят на му-че-ния свя-той Се-ва-сти-ан. Его до-пра-ши-вал лич-но им-пе-ра-тор Дио-кли-ти-ан и, убе-див-шись в непо-ко-ле-би-мо-сти свя-то-го му-че-ни-ка, при-ка-зал от-ве-сти его за го-род, при-вя-зать к де-ре-ву и прон-зить стре-ла-ми. Же-на са-нов-ни-ка Ка-сту-ла, Ири-на, при-шла но-чью, чтобы по-хо-ро-нить свя-то-го Се-ва-сти-а-на, но на-шла его жи-вым и при-нес-ла в свой дом. Свя-той Се-ва-сти-ан вско-ре из-ле-чил-ся от ран. Хри-сти-ане уго-ва-ри-ва-ли его уда-лить-ся из Ри-ма, но он от-ка-зал-ся. По-дой-дя к язы-че-ско-му хра-му, свя-той уви-дел на-прав-ляв-ших-ся ту-да им-пе-ра-то-ров и пуб-лич-но об-ли-чил их в нече-стии. Дио-кли-ти-ан при-ка-зал от-ве-сти свя-то-го му-че-ни-ка на ип-по-дром и каз-нить. Свя-то-го Се-ва-сти-а-на уби-ли, а те-ло его бро-си-ли в му-сор-ный ров. Свя-той му-че-ник в сон-ном ви-де-нии явил-ся хри-сти-ан-ке Лу-кине и по-ве-лел ей взять те-ло и по-хо-ро-нить в ка-та-ком-бах. Бла-го-че-сти-вая хри-сти-ан-ка с че-стью по-хо-ро-ни-ла те-ло свя-то-го.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

празднование – 31 декабря (18 декабря по старому стилю)

Святой мученик Севастиан родился в городе Нарбоне (Галлия), а образование получил в Медиолане. При императорах-соправителях Диоклитиане и Максимиане (284 - 305) он занимал должность начальника дворцовой стражи. Святой Севастиан пользовался авторитетом и любовью у воинов и придворных, ибо был человеком храбрым, исполненным премудрости, правдивым в словах, справедливым в суде, предусмотрительным в совете, верным на службе и во всех поручениях. Будучи сам тайным христианином, святой много помогал братьям по вере. Заточенные в темницу братья-христиане Маркеллин и Марк, сначала твердо исповедовавшие истинную веру, под влиянием слезных уговоров своих родителей-язычников (отца Транквиллина и матери Маркии), жен и детей поколебались в своем намерении пострадать за Христа. Святой Севастиан пришел к царскому казнохранителю, в доме которого содержались в заключении Маркеллин и Марк, и произнес вдохновенную проповедь.

"Доблестные воины Христовы! Не бросайте знамени ваших побед ради женских слез и не давайте ослабления низложенному под ваши ноги врагу, дабы он, получив опять силу, не начал с вами борьбу. Воздвигните же над земными пристрастиями славную хоругвь вашего подвига. Если бы те, кого вы видите плачущими, знали, что есть другая жизнь - бессмертная и безболезненная, в которой царствует непрестающая радость, то непременно пожелали бы войти в нее с вами и, презирая временную жизнь, старались бы получить вечную. Кто не хочет быть служителем вечной жизни, тот и эту временную жизнь погубит напрасно".

Святой Севастиан убедил братьев идти на мученический подвиг. Речь его потрясла всех присутствовавших. Они увидели, что лицо святого сияет, как у ангела, явившиеся семь Ангелов облекли его в светлую одежду, а Прекрасный Юноша благословил проповедника и сказал: "Ты всегда будешь со Мною". Жена царского казнохранителя Никострата, Зоя, 6 лет назад потерявшая дар речи, припала к ногам святого Севастиана и знаками просила исцелить ее. Святой осенил женщину крестным знамением, - она тотчас же заговорила и прославила Господа Иисуса Христа и сказала, что видела Ангела с раскрытой книгой, по которой святой Севастиан читал свою проповедь. Тогда все присутствовавшие уверовали в Спасителя мира. Никострат снял оковы с Маркеллина и Марка и предложил им скрыться, но братья отказались.

Марк сказал: "Пусть терзают наши тела любыми муками; они могут убить тело, но душу, воинствующую за веру, победить не в силах". Никострат и его супруга просили Крещепия. Святой Севастиан посоветовал Никострату устроить так, чтобы Крещение совершилось над возможно большим числом людей. Тогда Никострат попросил начальника тюрем Рима, Клавдия, прислать к нему в дом всех заключенных. Беседуя с узниками, Севастиан убедился, что все они достойны Крещения, и призвал пресвитера Поликарпа, который приготовил их к таинству огласительным словом, предписал им поститься, назначив совершение таинства на вечер.

В это время Клавдий известил Никострата, что его вызывает римский епарх Агрестий Хроматий для объяснения, по какой причине в его доме собраны узники. Никострат рассказал Клавдию об исцелении своей жены, и тот привел к святому Севастиану своих больных сыновей, Симфориана и Феликса. Вечером священник Поликарп крестил Транквиллина, его родных и друзей, Никострата и его семью, Клавдия и его сыновей, а также 16 осужденных узников. Всего новокрещенных было 64 человека.

Представ перед епархом Хроматием, Никострат рассказал ему, как святой Севастиан обратил их в христианскую веру и многих исцелил от болезней. Слова Никострата убедили епарха. Он призвал к себе святого Севастиана и пресвитера Поликарпа, просветился от них и уверовал во Христа. Вместе с Хроматием приняли святое Крещение его сын Тивуртий и все домочадцы. Количество новопросвещенных возросло до 1400 человек. По совету христиан Хроматий оставил должность епарха. В это время епископом Рима был святой Гаий (впоследствии папа Римский, с 283 по 296 год; память его 11 августа). Святитель благословил Хроматия, чтобы он уехал в свои поместья на юге Италии вместе с пресвитером Поликарпом. Христиане, которые были не в силах идти на мученичество, уехали с ними. Священник Поликарп был послан для утверждения новообращенных в вере и совершения таинств. Сын Хроматия, Тивуртий, желал принять мученичество и остался в Риме при святом Севастиане. Остались также посвященный святителем Гаием в сан пресвитера Транквиллин, Маркеллин и Марк, посвященные в диаконы, Никострат, жена его Зоя и брат Касторий, Клавдий, сын его Симфориан и брат Викторин. Они собирались во дворце императора у тайного христианина, сановника Кастула, но вскоре для них настало время пострадать за веру.

Первой язычники схватили святую Зою, молившуюся у гробницы апостола Петра. На суде она мужественно исповедала веру во Христа и почила, повешенная за волосы над гниющими отбросами; тело ее было брошено в реку Тибр. Явившись в видении святому Севастиану, она сообщила о своей смерти. После нее пострадал пресвитер Транквиллин: его язычники побили камнями у гробницы святого апостола Петра, а тело его также бросили в Тибр. Святых Никострата, Кастория, Клавдия, Викторина и Симфориана схватили на берегу реки, когда они отыскивали тела мучеников. Их привели к епарху, и святые отказались исполнить его повеление - принести жертву идолам. Тогда святым мученикам привязали камни на шеи и утопили в море. Святого Тивуртия предал лжехристианин Торкват. Не добившись отречения от Христа, судья велел поставить юного Тивуртия на раскаленные угли, но Господь сохранил его: Тивуртий ходил по горящим углям, не чувствуя жара. Мучители обезглавили святого Тивуртия. Неизвестный христианин похоронил святого.

Торкват выдал также святых диаконов Маркеллина и Марка и сановника Кастула. После истязаний Кастула бросили в ров и живого засыпали землей, а Маркеллину и Марку пригвоздили ноги к пню. Они простояли всю ночь в молитве, а утром их пронзили копьями.

Последним был взят на мучения святой Севастиан. Его допрашивал лично император Диоклитиан и, убедившись в непоколебимости святого мученика, приказал отвести его за город, привязать к дереву и пронзить стрелами. Жена сановника Кастула, Ирина, пришла ночью, чтобы похоронить святого Севастиана, но нашла его живым и принесла в свой дом. Святой Севастиан вскоре излечился от ран. Христиане уговаривали его удалиться из Рима, но он отказался. Подойдя к языческому храму, святой увидел направлявшихся туда императоров и публично обличил их в нечестии. Диоклитиан приказал отвести святого мученика на ипподром и казнить. Святого Севастиана убили, а тело его бросили в мусорный ров. Святой мученик в сонном видении явился христианке Лукине и повелел ей взять тело и похоронить в катакомбах. Благочестивая христианка с честью похоронила тело святого.

День памяти установлен Православной Церковью 13/26 февраля. Святая преподобная Зоя жила в Кесарии Палестинской. Жизнеописание святой Зои еще и еще раз доказывает, что заблудшая душа может оттаять и очиститься в свете крепкой истинной веры. И, в свою очередь, стать образцом для лучших устремлений - спасти своим примером другого, подобно тому как и сам был спасен. Святой Зое молятся об избавлении от греховных помыслов, о мужестве и стойкости в борьбе с соблазнами, о наставлении на праведный путь. Зоя Атталийская (Памфилийская), мученица, супруга мученика Еспера Атталийского


Заказать икону

Дни памяти установленные Православной Церковью 2/15 мая.

В начале II века в городе Аталлии, который находился в малой Азии, у знатных граждан империи были рабы. У Катулла среди прочих находилось в услужении целое семейство: Еспер, его жена святая Зоя и дети Кириак и Феодул. Они были христианами, причем, уже во втором поколении, и никогда не поклонялись языческим богам. Не удивительно, что святая Зоя не принимала пищу, которая доставалась рабам после жертвоприношений.

Однажды, когда Еспера был в отъезде, к ней пришли дети и рассказали, что планируют совершить побег. Мать отговорила их от этого, но разрешила им открыто исповедовать веру. Решение было опасным, но честным. Пути назад уже не было. Дети заявили своему хозяину, что являются христианами. Катулла в ответ на это отослал их вместе с матерью к Есперу, рассчитывая, что родители запретят им исповедовать Христа.

Святая Зоя знала, что это лишь отсрочка, впереди их ждет мученический подвиг. Когда они вернулись в Аталлию, в доме проводилось пышное празднество. Рабам принесли пищу, послужившую жертвоприношением. Мать выбросила ее, чем вызвала гнев Катулла. Он приказал предать мучеников страшным пыткам, а затем лишить их жизни.

Зоя Римская, мученица


Заказать икону

День памяти установлен Православной Церковью 18/31 декабря.

Шесть лет она хранила молчание. Не по своей воле святая Зоя Римская долгие годы не говорила ни слова своему мужу — хранителю царской казны Никострату и другим людям. С ней случилась внезапная болезнь, после которой она стала немой. Ее понимали с трудом, но всячески помогали, а она не могла даже сказать, как любит своих близких. Но однажды появилась надежда. Женщина узнала о чудесных исцелениях, которые творил христианин — святой Севастиан. Она отправилась к нему и упала перед ним на колени. Взглянув на старца глазами полными надежды, на какой-то миг она увидела Ангела, который держал перед святым Севастианом книгу. Но вот мужчина перекрестил ее, и с ее уст сорвались слова благодарности.

После того, как святая Зоя снова обрела дар речи, она поверила во Христа. Она приняла крещение. Но впереди ее ожидало испытание. В те времена христиане подвергались преследованиям. Язычники поймали святую Зою, когда она молилась у гробницы Апостола Петра. Она отказалась отречься от веры, перенесла все пытки и мужественно приняла мученическую смерть.

Свя-тые му-че-ни-ки Ес-пер, его су-пру-га Зоя и их сы-но-вья Ки-ри-ак и Фе-о-дул по-стра-да-ли за ве-ру Хри-сто-ву во II ве-ке, в го-не-ние Адри-а-на (117-138). Свя-тые су-пру-ги при-ня-ли хри-сти-ан-ство в дет-стве и сво-их де-тей так-же вос-пи-та-ли в глу-бо-кой ве-ре. Все они бы-ли ра-ба-ми знат-но-го рим-ля-ни-на Ка-тул-ла, жив-ше-го в ма-ло-азий-ском го-ро-де Ат-та-лии. Слу-жа сво-е-му зем-но-му гос-по-ди-ну, свя-тые ни-ко-гда не осквер-ня-ли се-бя идо-ло-жерт-вен-ной пи-щей, упо-треб-ле-ние ко-то-рой языч-ни-ка-ми бы-ло обя-за-тель-ным. Од-на-жды Ка-тулл по-слал свя-то-го Ес-пе-ра по де-лам в Три-то-нию. В это вре-мя свя-тые Ки-ри-ак и Фе-о-дул ре-ши-ли бе-жать, не же-лая на-хо-дить-ся в по-сто-ян-ном об-ще-нии с языч-ни-ка-ми. Од-на-ко свя-тая Зоя не бла-го-сло-ви-ла сы-но-вей на этот по-сту-пок. То-гда юно-ши про-си-ли ма-те-рин-ско-го бла-го-сло-ве-ния на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние сво-ей ве-ры во Хри-ста и по-лу-чи-ли его. Ко-гда бра-тья объ-яви-ли Ка-тул-лу, что они хри-сти-ане, тот уди-вил-ся, но не пре-дал их на му-че-ния, а ото-слал вме-сте с ма-те-рью к свя-то-му Ес-пе-ру в Три-то-нию, на-де-ясь, что ро-ди-те-ли убе-дят сво-их де-тей к от-ре-че-нию от Хри-сто-вой ве-ры. На-хо-дясь в Три-то-нии, свя-тые неко-то-рое вре-мя про-жи-ли в спо-кой-ствии, го-то-вясь к пред-сто-яв-ше-му им му-че-ни-че-ско-му по-дви-гу. Ко дню рож-де-ния сы-на Ка-тул-ла все ра-бы бы-ли воз-вра-ще-ны в Ат-та-лию, и в до-ме устро-ен был празд-ник в честь бо-ги-ни Фор-ту-ны. Ра-бам бы-ли по-сла-ны яст-ва со сто-ла гос-под, в чис-ле про-че-го бы-ли идо-ло-жерт-вен-ные мя-со и ви-но. Но свя-тые не при-тро-ну-лись к еде. Зоя вы-ли-ла ви-но на зем-лю, а мя-со бро-си-ла со-ба-кам. Узнав об этом, Ка-тулл при-ка-зал ис-тя-зать сы-но-вей Зои - свя-тых Ки-ри-а-ка и Фе-о-ду-ла.

Бра-тьев, об-на-жив, под-ве-си-ли на де-ре-ве, тер-за-ли же-лез-ны-ми ору-ди-я-ми на гла-зах их ро-ди-те-лей, ко-то-рые во вре-мя пы-ток на-став-ля-ли сво-их де-тей тер-петь до кон-ца за ве-ру.

По-том и са-ми ро-ди-те-ли, свя-тые Ес-пер и Зоя, бы-ли под-верг-ну-ты же-сто-ким пыт-кам. На-ко-нец, всех че-ты-рех му-че-ни-ков бро-си-ли в рас-ка-лен-ную печь, где они с мо-лит-вой пре-да-ли свои ду-ши Гос-по-ду. Те-ла их со-хра-ни-лись в огне невре-жден-ны-ми, и слыш-но бы-ло Ан-гель-ское пе-ние, про-слав-ля-ю-щее по-двиг ис-по-вед-ни-ков Гос-под-них.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Зоя Атталийская (Памфилийская), мученица, супруга мученика Еспера Атталийского
Дни памяти установленные Православной Церковью 2/15 мая.

В начале II века в городе Аталлии, который находился в малой Азии, у знатных граждан империи были рабы. У Катулла среди прочих находилось в услужении целое семейство: Еспер, его жена святая Зоя и дети Кириак и Феодул. Они были христианами, причем, уже во втором поколении, и никогда не поклонялись языческим богам. Не удивительно, что святая Зоя не принимала пищу, которая доставалась рабам после жертвоприношений.

Однажды, когда Еспера был в отъезде, к ней пришли дети и рассказали, что планируют совершить побег. Мать отговорила их от этого, но разрешила им открыто исповедовать веру. Решение было опасным, но честным. Пути назад уже не было. Дети заявили своему хозяину, что являются христианами. Катулла в ответ на это отослал их вместе с матерью к Есперу, рассчитывая, что родители запретят им исповедовать Христа.

Святая Зоя знала, что это лишь отсрочка, впереди их ждет мученический подвиг. Когда они вернулись в Аталлию, в доме проводилось пышное празднество. Рабам принесли пищу, послужившую жертвоприношением. Мать выбросила ее, чем вызвала гнев Катулла. Он приказал предать мучеников страшным пыткам, а затем лишить их жизни.

Шесть лет она хранила молчание. Не по своей воле святая Зоя Римская долгие годы не говорила ни слова своему мужу — хранителю царской казны Никострату и другим людям. С ней случилась внезапная болезнь, после которой она стала немой. Ее понимали с трудом, но всячески помогали, а она не могла даже сказать, как любит своих близких. Но однажды появилась надежда. Женщина узнала о чудесных исцелениях, которые творил христианин — святой Севастиан. Она отправилась к нему и упала перед ним на колени. Взглянув на старца глазами полными надежды, на какой-то миг она увидела Ангела, который держал перед святым Севастианом книгу. Но вот мужчина перекрестил ее, и с ее уст сорвались слова благодарности.

После того, как святая Зоя снова обрела дар речи, она поверила во Христа. Она приняла крещение. Но впереди ее ожидало испытание. В те времена христиане подвергались преследованиям. Язычники поймали святую Зою, когда она молилась у гробницы Апостола Петра. Она отказалась отречься от веры, перенесла все пытки и мужественно приняла мученическую смерть.

Загрузка...